О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Форум

Вышел из печати "Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий"новинкаhttp://www.dis.ru/e-store/284/17672/

Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N5 / 2005

Некоторые вопросы исчисления и уплаты транспортного налога

Талалаева Ю.Н.,

Деятельность предприятий торговли и общественного питания непосредственно связана с перемещением (доставкой) товаров. Для этих целей многие предприятия приобретают или же берут в аренду автотранспортные средства. В связи с этим возникает вопрос о необходимости исчисления и уплаты такими предприятиями транспортного налога.

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты транспортного налога организациями торговли и общественного питания, эксплуатирующими автотранспортные средства.

Общие положения

В соответствии со статьей 356 главы 28 «Транспортный налог» НК РФ транспортный налог является региональным налогом, т.е. устанавливается и вводится в действие НК РФ законами субъектов Российской Федераци и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 356 НК РФ установлено, что в региональных законах, вводящих транспортный налог, должны быть определены:

  • ставки налога в пределах, установленных статьей 361 НК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 361 НК РФ установленные НК РФ налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • форма отчетности по налогу.

Региональным законом могут быть предусмотрены также налоговыельготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно пункту 1 Методических рекомендаций по применениюглавы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РоссийскойФедерации, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177(далее — Методические рекомендации), законодательные (представительные) органывласти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актахдолжны определить только те элементы транспортного налога, право наопределение которых им прямо предоставлено НК РФ.

Налогоплательщики, а также конкретные элементыналогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговыйпериод и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 НКРФ.

Объект налогообложения

Объект налогообложения определен в статье 358 НК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи объектом налогообложения признаются следующие зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Минфин России в письме от 25 августа 2004 г. № 03-06-04-04/01обращает внимание на то, что понятие «транспортное средство», применяемое вглаве 28 НК РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийскимклассификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 (код 15 0000000 «Средства транспортные»),утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее— ОКОФ), и используется только для целей налогообложения. Таким образом, ОКОФможет применяться для целей исчисления транспортного налога только с учетомнорм, установленных главой 28 НК РФ.

Как отмечается в письме Минфина России от 15 декабря 2004 г.№ 03-06-04/14, объектом налогообложения признаются любые автомобилинезависимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузовили иные цели).

Перечень транспортных средств, не являющихся объектовналогообложения, установлен пунктом 2 статьи 358 НК РФ. К объектамналогообложения, в частности, не относятся, транспортныесредства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона(кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Согласно пункту 17.4Методических рекомендаций документы, подтверждающие факт угона (кражи)транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.),осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числеугонов (краж) транспортных средств. Налогоплательщики в случае угона (кражи)транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающийфакт кражи (возврата) транспортного средства.

Налогоплательщики

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно пункту 4 Методическихрекомендаций автомототранспортные средства и прицепы к ним регистрируютсятолько за собственниками транспортных средств — юридическими или физическимилицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете илизаключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющемправо собственности на транспортное средство (пункт 12 Правил регистрацииавтомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД Россииот 27 января 2003 г. № 59).

Таким образом, предприятияторговли и общественного питания, эксплуатирующие автотранспортные средства,являются налогоплательщиками транспортного налога только в случае, еслиони являются собственниками этих автотранспортных средств.

Признание юридических лицналогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствахи лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших вналоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрациютранспортных средств.

НК РФ (пункты 4 и 5 статьи 362)обязывает органы, осуществляющие государственную регистрациютранспортных средств, сообщать в налоговые органы по месту своегонахождения сведения:

  • о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации;
  • о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

В пункте 8 Методических рекомендаций разъясняется, чтодокументами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться:договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату; справка-счет;документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию(при государственной регистрации транспортных средств на собственникатранспортных средств); документами, подтверждающими передачу транспортныхсредств, могут являться: расписка в получении транспортных средств; документ,выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю.

Налоговая база и налоговый период

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в зависимости от вида транспортных средств.

Так, по транспортным средствам, имеющим двигатели (заисключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тягареактивного двигателя), налоговая база определяется как мощностьдвигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно пункту 18Методических рекомендаций мощность двигателя определяется исходя изтехнической документации на соответствующее транспортное средство иуказывается в регистрационных документах.

В случае если в технической документации на транспортноесредство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), тосоответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы)осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, намножитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л.с.). Приэтом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округлениепроизводится с точностью до второго знака после запятой. Например, водноетранспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицахмощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с.(155 x 1,35962).

Налоговым периодом по транспортному налогу признаетсякалендарный год (статья 360 НК РФ).

Ставки налога

Как уже было отмечено ранее, ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных статьей 361 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 361 НК РФ ставкиустанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тягиреактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категориитранспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателятранспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, однурегистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В письме Минфина России от 28 декабря 2004 г. №03-06-04-04/16 разъясняется, что при определении видов автомототранспортныхсредств и отнесении их к категории легковых или грузовыхавтомобилей следует руководствоваться:

ОКОФ;

Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII.

При этом сообщается, что модели автомобилей, их модификации,исполнение и комплектация, обозначение которых начинается:

с 3151, 3153, 3159, 3160, 3162, относятся к легковым автомобилям, так как сертифицированы по категории М1 «Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)»;

3741, 3909, 3303, 2360, 2363, относятся к грузовым автомобилям, так как сертифицированы по категории N1 «Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны»;

2206, 3962, относятся к автобусам, так как сертифицированы по категории М2 «Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн».

В письме от 15 декабря 2004 г. № 03-06-04/14 Минфин Россииразъяснил порядок идентификации специальных автомобилей дляцелей исчисления транспортного налога.

В письме сообщается, что Российская Федерация являетсядоговаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразныхтехнических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметовоборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесныхтранспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальныхутверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20марта 1958 г.

Классификация транспортных средств,введенная Женевским соглашением 1958 года, используется в РоссийскойФедерации при сертификации транспортных средств.

В отличие от классификации транспортных средств, используемойОКОФ, а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденнымпостановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301, в классификациитранспортных средств, используемой указанным выше Соглашением, оборудование,перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.

В связи с этим Минфин России считает, что специальныеавтомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установленоразличное оборудование, агрегаты и установки, относятся для целейналогообложения транспортным налогом не к категории «другие самоходныетранспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу»,а к категории «грузовые автомобили» и, соответственно, по отношению к нимследует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей взависимости от мощности их двигателя (письмо Минфина России от 30 декабря 2004г. № 03-06-04-04/17).

Порядок исчисления налога

Порядок исчисления транспортного налога определен статьей 362 НК РФ. Согласно пункту 2 указанной статьи НК РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример 1

Торговая организация имеет на своем балансе грузовой автомобиль с мощностью двигателя 100 л.с. и легковой автомобиль с мощностью двигателя 64 л.с. Ставка налога и для грузового автомобиля, и для легкового автомобиля данного класса составляет 5 руб. с каждой лошадиной силы.

Сумма транспортного налога составит:

  • по грузовому автомобилю — 500 руб. (5 руб. x 100 л.с.);
  • по легковому автомобилю — 320 руб. (5 руб.  x 64 л.с.).

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговыйпериод, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основаниидокументально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащихналогообложению (пункт 28 Методических рекомендаций). Исчисление транспортногоналога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортноесредство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде.

Согласно пункту 3 статьи 362 НК РФ в случае регистрациитранспортного средства и (или) снятия транспортного средства срегистрации (снятия с учета, исключения из государственного судовогореестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производитсяс учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, втечение которых данное транспортное средство было зарегистрировано наналогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этоммесяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортногосредства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации иснятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарногомесяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Пример 2

По состоянию на 1 января 2005 г. на балансе организации числится легковой автомобиль с мощностью двигателя 90 л.с. В сентябре автомобиль продан.

В 2005 году легковой автомобиль зарегистрирован на организацию в течение девяти месяцев (с января по сентябрь включительно).

Ставка транспортного налога для легкового автомобиля данного класса составляет 5 руб. Сумма налога составит:

5 руб. x 90 л.с. x 9 мес. / 12 мес. = 338 руб.

Пример 3

В марте 2005 года организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 135 л.с. Ставка налога для автомобилей данного класса составляет 8 руб.

Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение десяти полных месяцев 2005 года (с марта по декабрь включительно).

Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2005 год, составит:

8 руб. x 135 л.с. x 10 мес. / 12 мес. = 900 руб.

Пример 4

В феврале 2005 года организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л.с. В июне 2005 года автомобиль продан. Ставка транспортного налога составляет 5 руб.

Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение пяти полных месяцев 2003 года (с февраля по июнь включительно).

Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2005 год, составит:

5 руб. x 80 л.с. x 5 мес. / 12 мес. = 167 руб.

Пример 5

В начале мая 2005 года организация приобрела и зарегистрировала легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л.с. В конце мая 2005 года автомобиль снят с учета в связи с продажей.

Ставка транспортного налога составляет 5 руб.

Поскольку в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц, при расчете налога используется коэффициент 1/12:

5 руб. x 80 л.с. x 1 мес. / 12 мес. = 33 руб.

Согласно пункту 30 Методических рекомендаций исчислениетранспортного налога по транспортным средствам, украденным(возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетомколичества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось вовладении налогоплательщика.

Исчисление транспортного налога потранспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялсядвигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетомуказанных изменений и месяца такого изменения.

В пункте 31 Методических рекомендаций приведен следующийпример.

Пример 6

Транспортное средство имеет мощность двигателя 150 лошадиных сил. 5 мая налогоплательщиком заменен и зарегистрирован двигатель. Мощность двигателя транспортного средства составила 180 л.с. Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка транспортного налога для данной категории транспортного средства 50 рублей за 1 л.с.

Сумма транспортного налога за год в этом случае составит:

(150 x 4 + 180 x 8) / 12 x 50 = 8500 руб.

Порядок представления декларации по транспортному налогу

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 363 НК РФ).

В письме Минфина России от 16июля 2004 г. № 03-05-11/103 отмечается, что контроль за полнотой исвоевременностью уплаты в бюджет транспортного налога и ведение карточкилицевого счета осуществляет налоговый орган, в котором налогоплательщик состоитна учете по месту нахождения транспортных средств в соответствии с пунктом 5статьи 83 НК РФ.

В связи с этим пунктом 40Методических рекомендаций установлено, что в случае, если транспортныесредства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация иполучен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены навременный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрациютранспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения непроизводится.

Поэтому организация не должнапредставлять налоговую декларацию и уплачивать транспортный налог в налоговоморгане по месту временной регистрации транспортных средств.

В настоящее время применяется форма налоговой декларации потранспортному налогу, утвержденная приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. №БГ-3-21/724 «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогуи инструкции по ее заполнению».

Налоговая декларация состоит из титульного листа и трехразделов:

раздел 1 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)»;

раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога по транспортному средству»;

раздел 3 «Сведения о количестве транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика».

Раздел 2 декларации заполняется отдельно по каждомутранспортному средству.

Минфин России в письме от 27 января 2005 г. № 03-06-04-02/03в связи с изменениями порядка применения бюджетной классификации РоссийскойФедерации, утвержденного приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н«Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификацииРоссийской Федерации», рекомендовал налоговым органам при изготовлении бланковналоговой декларации по транспортному налогу в разделе 1 «Расчет суммы налога,подлежащей уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)» увеличить разрядностьпо показателю «Код бюджетной классификации» до 20 знаков.

На основании указанного письма ФНСРоссии в письме от 14 февраля 2005 г. № ГВ-6-21/120 «О формахналоговых деклараций» сообщила, что изменения в налоговую декларацию по транспортному налогу в связи с приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н«Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификацииРоссийской Федерации» вноситься не будут. Поэтому налоговые органы будутпринимать от налогоплательщиков налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утвержденнойприказом МНС России от 29 декабря 2003 г. №БГ-3-21/724, с увеличением разрядности по показателю «Код бюджетнойклассификации» до двадцати знаков.

Некоторые особенности исчисления и уплаты транспортного налога

Уплата налога по месту нахождения филиала

Статьей 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. При этом согласно статье 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств признается место государственной регистрации налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 22 Правила регистрацииавтомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденныхприказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59, регистрация транспортных средствза юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемомуместом их государственной регистрации. Пунктом 77 Правил установлено, что прирегистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов(представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортахтранспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средствюридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, — адрес филиала(представительства). В графах «Особые отметки» этих документов делается запись:«филиал (представительство) и его наименование».

Таким образом, как отмечается в письмеМинфина России от 9 апреля 2004 г. № 04-05-12/20, в случаерегистрации транспортного средства по месту нахождения филиала организацииналог подлежит уплате по месту нахождения филиала.

В указанном письме Минфина России обращается внимание на то,что в случае перерегистрации транспортного средства по месту нахожденияфилиала исчисление сумм транспортного налога должно производиться с учетомколичества месяцев регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Приэтом необходимо учитывать, что:

  • положения пункта 3 статьи 362 НК РФ, касающиеся признания месяца регистрации и месяца снятия с регистрации транспортного средства за полный календарный месяц, применяются только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства;
  • глава 28 НК РФ не предусматривает порядка исчисления налога с учетом количества дней регистрации транспортного средства на налогоплательщика (в расчете учитывается полный месяц). Поэтому в случае, если снятие с учета в одном субъекте Российской Федерации и регистрация (перерегистрация) транспортного средства на того же налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации осуществлены в одном месяце, местом нахождения транспортного средства в этом месяце признается место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца.

Пример 7

В мае организация перерегистрировала принадлежащее ей транспортное средство на свой филиал, находящийся на территории другого субъекта Российской Федерации.

Учитывая требования указанного письма Минфина, местом нахождения автомобиля в мае признается место нахождения организации. Таким образом, сумма налога за январь—май уплачивается в бюджет по месту нахождения организации. При расчете налога применяется коэффициент — 5/12.

Начиная с июня налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения филиала. При расчете налога применятся коэффициент 7/12.

Утилизация транспортных средств

В соответствии с письмом ФНС России от 24 января 2005 г. № ММ-6-21/44 «О транспортном налоге» в случае утилизации (уничтожения) транспортного средства, т.е. его физической ликвидации как объекта, объект налогообложения транспортным налогом отсутствует. Основанием для налоговых органов и налогоплательщиков не начислять транспортный налог является документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, фактически осуществляющей данные действия.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».