О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Форум

Вышел из печати "Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий"новинкаhttp://www.dis.ru/e-store/284/17672/

Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N9 / 2005

Некоторые особенности применения организациями торговли контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов

Захарьин В.Р.,

Организации торговли (особенно розничной) большую часть операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, производят в виде расчетов с покупателями посредством денежных расчетов в наличной форме.

Необходимость применения средств контрольно-кассовой техники прямо установлена статьей 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ). В соответствии с данной статьей все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном порядке использовать контрольно-кассовую технику. При этом условие считается соблюденным только в том случае, если эта техника включена в Государственный реестр.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Организациями торговли и общественного питания без применения ККТ могут осуществляться следующие виды продаж:

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Мелкорозничная торговля — разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты стационарной и передвижной мелкорозничной сети.

К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски. Это торговые предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей.

К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины или автолавки, ручные тележки, лотки, корзины и т.д.).

Определение мест, в которых осуществляется розничная торговля, приведено в постановлении Госкомстата РФ от 18 августа 1999 г. № 78 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за оптовой и розничной торговлей на 2000 год»:

Павильоны — закрытые, оборудованные строения, имеющие торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест;

Палатка (ларек) — это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли;

Киоск — закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения тоже должен устанавливаться Правительством РФ. Осуществление наличных расчетов без применения ККТ означает, что получателям услуг должны выдаваться соответствующие бланки строгой отчетности (приравненные к кассовым чекам).

Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утверждено постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171.

Пунктом 2 данного Положения определено, что к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся:

  • квитанции;
  • билеты;
  • проездные документы;
  • талоны, путевки;
  • абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее — бланки).

Нетрудно убедиться, что практически все перечисленные бланки строгой отчетности применяются при оказании отдельных видов услуг — то есть, при осуществлении предпринимательской деятельности, которая для организаций торговли и общественного питания не является основной.

Вопросы применения ККТ организациями торговли и общественного питания неоднократно рассматривались на страницах нашего журнала. Поэтому в данном материале обращается внимание только на те разъяснения позиции налоговых органов, которые закреплены во вновь вышедших документах.

Одним из наиболее существенных вопросов, возникающих в связи с эксплуатацией ККТ, является вопрос правильного определения норм амортизационных отчислений (ККТ используется более 12 месяцев, поэтому вопрос об отнесении данного имущества к категории основных средств разрешается однозначно).

Письмом ФНС РФ от 1 марта 2005 г. № 22-3-11/276 разъяснено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», контрольно-кассовая техника отнесена к 4-й группе основных средств со сроком полезного использования от 5 до 7 лет включительно. Порядок перерасчета оставшегося срока полезного использования после 1 января 2002 г. (даты перехода на новый порядок определения сроков полезного использования и даты начала действия новых сроков) определяется в соответствии с пунктом 20 ПБУ 6/01, а методы и порядок расчета сумм амортизации изложены в статье 259 НК РФ. В связи с этим, если для какой-либо из перечисленных в обращении модели контрольно-кассовой техники после указанных перерасчетов остался срок ее полезного использования в качестве основного средства, позволяющий начислять на нее амортизацию, то в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 54-ФЗ ранее применяющаяся модель ККТ допускается к дальнейшей эксплуатации до истечения нормативного срока ее амортизации.

По нашему мнению, данное разъяснение представляется избыточным, так как действующими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и налоговым законодательством предусмотрена возможность изменения срока полезного использования только в тех случаях, когда он фактически меняется в результате мероприятий, изменяющих первоначальную (восстановительную) стоимость объекта — реконструкции, модернизации и т.п. Изменение срока полезного использования в результате указанных причин является неправомерным и экономически необоснованным. По-видимому, указанное письмо ФНС РФ явилось ответом на обращения в связи с вольной трактовкой положений статьи 259 НК РФ на местах.

Другим немаловажным вопросом является вопрос списания средств ККТ до истечения срока их полезного использования в связи с заменой на более совершенные модели. Не секрет, что процесс замены является практически непрерывным, причем осуществляется посредством исключения тех или иных моделей из Государственного реестра. Письмом ФНС РФ от 4 марта 2005 г. № 22-3-13/293 «О применении контрольно-кассовой техники» по данному поводу разъясняется следующее: «В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации». Таким образом, налогоплательщик не обязан нести дополнительные расходы (пусть, и учитываемые для целей налогообложения налогом на прибыль) в связи с тем, что ФНС РФ решила внести очередное изменение в Государственный реестр.

Вместе с тем, нельзя не обратить внимание, что тем же письмом подробно обосновывается правомерность действий ФНС по принятию решения об исключении из государственного реестра контрольно-кассовой техники моделей контрольно-кассовой техники, не оснащенных средствами криптографической защиты фискальной памяти. Как минимум, это разъяснение следует расценивать, как косвенный запрет на приобретение новых средств ККТ, не оснащенных названной памятью.

Письмом Минфина РФ от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56 дополнительно разъяснено, что в отношении контрольно-кассовой техники, модели которой исключены из Государственного реестра, по которой амортизация не начислялась (со стоимостью менее 10 тыс. рублей), необходимо иметь в виду, что если согласно действующему законодательству начисление амортизации на контрольно-кассовую технику не предусмотрено и модель контрольно-кассовой техники исключена из Государственного реестра, дальнейшее использование ее не представляется возможным.

События в г. Москве, Московской области и некоторых близлежащих регионов 25 июня 2005 года в связи с отключением электроэнергии обострили вопрос о возможности осуществления продаж без применения ККТ в тех случаях, когда применение техники невозможно по чрезвычайным обстоятельствам. Особенно актуальным этот вопрос является для организаций розничной торговли, реализующих скоропортящиеся продукты питания. Наиболее оптимальной представлялась точка зрения, в соответствии с которой право принятия решения о продаже подобных продуктов было бы предоставлено руководителю торговой организации (с тем, чтобы органы торговой инспекции и налогового контроля были бы извещены о принятом решении). Продажи можно было бы ограничить только теми продуктами, которые безусловно потеряют потребительские свойства. Тем более, что контроль за правомерностью отнесения продуктов к скоропортящимся организовать несложно — достаточно проанализировать данные первичной бухгалтерской документации.

Тем не менее, ФНС РФ по данному поводу занимает прямо противоположную позицию (находящуюся в рамках общей концепции налогового законодательства — презумпции виновности налогоплательщика), которая изложена в письме ФНС РФ от 19 апреля 2005 г. № 22-3-11/611 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением»:

«… пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ определены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. При этом возможность неприменения контрольно-кассовой техники и выдачи квитанций в случае отключения электроэнергии данным пунктом Федерального закона не предусмотрена.»

После 25 мая 2005 года данная точка зрения пересмотрена (или скорректирована) не была.

Таким образом, в том случае, когда ККТ не может применяться в результате отключения электроэнергии (что автоматически влечет за собой и отключение холодильного оборудования), организации торговли и общественного питания фактически не имеют права продавать товары населению. Единственной возможностью минимизации вероятных убытков является своевременное и полное актирование всех понесенных потерь и взыскание их через органы арбитража или суда. Впрочем, судебные перспективы подобных разбирательств отнюдь не являются стопроцентными.

При организации расчетов с населением за проданные товары следует учитывать и материалы судебной и арбитражной практики. Наиболее значимым решением последних месяцев, по нашему мнению, является вывод, сформулированный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ 17 мая 2005 г. № 391/05.

Причиной арбитражного разбирательства стал случай, когда в торговой точке, принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью, выявлен факт продажи товара стоимостью 180 рублей без применения продавцом контрольно-кассовой техники, о чем составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей. Общество обратилось в арбитраж с иском о признании решения налогового органа незаконным ввиду незначительности допущенного правонарушения. Суды первой и второй инстанций, указывая на малозначительность данного правонарушения, согласно статье 2.9 КоАП РФ, освободили общество от ответственности. Суды не приняли во внимание, что в соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.

Таким образом, небольшая сумма продажи не свидетельствует о малозначительности правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.

Напомним, что статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена возможность наложения штрафа на юридических лиц в размере от 300 до 400 МРОТ. То есть, в данном случае на ООО был наложен минимально возможный штраф. Заметим, что при привлечении к уголовной ответственности за имущественные правонарушения размер ущерба все-таки учитывается.

Кроме того, вопросам применения административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было посвящено отдельное постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин».

Указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов.

При организации расчетов наличными деньгами в организациях торговли и общественного питания рекомендуем обратить внимание на следующие разъяснения, приведенные в данном постановлении.

Пунктом 1 постановления разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

  • фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
  • использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 Федерального закона № 54-ФЗ);
  • использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;
  • использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
  • пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Пунктом 3 постановления специально подчеркивается, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Пунктом 7 постановления разъясняется, что в случае, когда нарушение допущено индивидуальным предпринимателем, к нему применяются меры ответственности, установленные для должностных лиц (но не для физических или юридических лиц).

Пунктом 8 постановления разъясняется, что в соответствии с общим правилом, закрепленным в статье 4.5 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой машины не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.


Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».