Аудит в сфере закупок по 44-ФЗ кто и когда проводит в отношении кого каков его порядок и цели

Проведение аудита в сфере закупок

Инициирование аудиторских мероприятий – один из элементов государственного контроля эффективности и правильности реализации всех этапов госзакупок. Через экспертное мнение аудитора определяются слабые места системы, ошибки, допущенные участниками процедур, и причины возникновения недочетов.

СПРАВОЧНО! Аудит может выступать и как самостоятельная проверка, и как один из этапов комплексной проверки деятельности заказчиков.

Проверка может быть направлена на проверку обоснованности действий государственных органов, унитарных учреждений, бюджетных предприятий и автономного типа организаций. Аудит состоит из трех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Основные проверочные мероприятия.
  3. Подведение итогов.

Подготовительные процедуры представлены действиями по изучению предмета и объекта проверки, анализу их специфики. Формирование такой информационной базы необходимо для определения методики исследования и уточнения потенциальных рисков. Аудиторы в процессе подготовки к работе составляют перечень нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере закупок, список вопросов для анализа, определяют источники получения данных.

После обобщения предварительных задач и целей проверка разбивается на условные этапы. Для каждого действия устанавливается срок выполнения, назначаются ответственные аудиторы. На подготовительном этапе вся информация берется проверяющими из публичных источников:

  • сведений из единой инфосистемы в сфере закупок;
  • официальных сайтов компаний и контролирующих органов;
  • торговых площадок в интернете.

Аудит в сфере закупок по 44-ФЗ кто и когда проводит в отношении кого каков его порядок и цели

Итогом подготовительного этапа является разработка программы аудита. Следующий шаг – проведение основных аналитических работ. Их суть заключается в проверке законности действий вовлеченных в процессы закупок участников, обоснованности понесенных издержек и их эффективности. Проверке подлежит прогнозируемая результативность по расходным операциям. Аналитические выводы основываются на итогах проверки информации по всем реализованным закупкам в рассматриваемом периоде.

Закупочные мероприятия для целей аудита должны быть систематизированы:

  • по контрактам;
  • по количественным и стоимостным признакам;
  • с учетом количества поданных заявок и процента их отклонения.

ВАЖНО! Если закупки были произведены у единственных поставщиков, то их надо разделить на две группы: с общей ценой сделки до 100 тысяч рублей и свыше этого лимита.

Аудиторы после обобщения предоставленной им информации осуществляют проверку целесообразности затрат в рамках закупочной деятельности: определяются государственные нужды, для устранения которых была реализована закупка, сверяется соответствие трат нормируемым ограничениям и плановым показателям. При оценке обоснования аудиторы анализируют объемы поставок, оценивают качество продукции.

Дополнительным элементом анализа является проверка своевременности производимых расчетов между контрагентами. На этом этапе анализируются условия контрактов, порядок их исполнения, реальность оговоренных сторонами сроков, изучаются пути минимизации бюджетных затрат. Аудиторы при проведении мониторинговых мероприятий должны корректировать получаемые результаты на фактор сезонности, продолжительности производственного цикла и необходимость обеспечения непрерывного технологического цикла по отдельным предметам сделок.

Эффективность затрат оценивается путем анализа плановой и контрактной документации.

Аудиторы проверяют надежность выбираемых предприятием поставщиков, обоснованность устанавливаемых ими цен.

На этом этапе проводится сравнительная сверка условий сотрудничества с избранными и потенциальными контрагентами. При оценке результативности издержек фиксируется степень удовлетворения нужд организации в экономическом и социальном аспектах.

На заключительной стадии аудита происходит обобщение аналитической информации, ее отражение в отчете. В итоговом документе обозначаются обнаруженные проблемы и риски, нарушения. Задачей аудитора является не только поиск недостатков, но и путей их устранения. В отчетной форме должны содержаться предложения по совершенствованию деятельности в сфере закупок.

Кто осуществляет аудит

В указанной статье Закона перечислены органы государственной власти, которые должны проводить оценку. Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  • cчетная палата;
  • контрольно-счетные органы в регионах;
  • контрольно-счетные органы муниципалитетов;
  • законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
  • представительные органы муниципальных образований.

Аудит в сфере закупок по 44-ФЗ кто и когда проводит в отношении кого каков его порядок и цели

Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации», а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.

Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.

Необходимо отметить лица, деятельность которых подлежит рассматриваемой нами проверке: это государственные органы, унитарные предприятия, юридические лица, бюджетные и автономные учреждения.

Органы аудита

Проверяющие органы должны руководствоваться федеральными законами и внутренними регламентами. В роли аудиторов могут выступать:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные структуры муниципального и регионального подчинения.

Для органов, наделенных контролирующими и счетными функциями, законодательно предусмотрена организационная автономность. Постоянно действующей структурой в области финансового мониторинга является высший орган госконтроля – Счетная палата. Ее представителям дано право использовать широкий набор аналитических приемов, запрашивать детальную информацию от лиц, вовлеченных в проверяемые процедуры. Этот орган обладает материальной независимостью, на его деятельность не оказывает влияние состояние политической конъюнктуры.

Содержание аудита

Говоря об аудите в целом, нужно различать несколько его видов:

  • финансовый (бухгалтерский) — это проверка отчетности;
  • налоговый — контроль соответствия деятельности налоговому законодательству;
  • на соответствие определенного рода требованиям — анализ определенной финансовой или общей деятельности предприятия;
  • ценовой — проверка обоснованности установленной стоимости;
  • аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ деятельности организации;
  • специальный (например, экологический) — анализ конкретных аспектов деятельности лица, соблюдения правил и норм;
  • управленческий — анализ системы управления предприятием.

Как видно из перечня, среди них нет так называемого анализа в сфере закупок. Это новый для России вид, который был закреплен Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется по 44-ФЗ и выполняет ряд задач:

  • проверка, анализ и оценка сведений о законности, обоснованности и целесообразности, эффективности и результативности трат на планируемые закупки, а также исполняемые контракты;
  • выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Важно отметить, что предметом такой проверки является правильное и целесообразное расходование бюджетных денежных средств. Среди документов, которые необходимы контрольному органу для проверки, можно назвать, например, планы и планы-графики, различного рода реестры (контрактов, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков), правила нормирования, каталоги необходимых товаров и многое другое.

Результатом такой работы является отчет, который должен содержать конкретную информацию об обоснованности и законности, эффективности и результативности затрат на проводимые торги, а также выводы и предложения, в том числе рекомендации.

Задачи, методы

Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:

  • наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
  • степень правильности ведения бухучета;
  • оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
  • поиск путей оптимизации налоговой базы;
  • проверка правильности оформления договорных отношений:
  • анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
  • выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
  • анализ ценовой политики.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

КСТАТИ, дополнительно аудиторы могут оказывать консультационную поддержку руководящего персонала проверяемых учреждений.

Методика аудиторской проверки строится на определении ряда абсолютных и относительных показателей. В числе количественных критериев выводится уровень потенциальной экономии средств бюджета. При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.

Оформление результатов

Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:

  • критерии аудиторской проверки;
  • оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
  • характеристика отклонений;
  • факты ограничения доступа к информации (при наличии);
  • степень значимости недостатков в работе госоргана;
  • отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.

Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Письма распоряжения. Образец распоряжения генерального директора и нюансы его составления
Оцените статью
BunTorg