Закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ. Правила заключения «прямых договоров»

Допустимые способы отбора исполнителя

Правовые нормы, регулирующие, как покупать бензин по 44 ФЗ, содержатся в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе. Выбрать способ закупки поможет специальный регламент, установленный контрактной системой федерального уровня. Если определенные ТРУ занесены в аукционный перечень, приведенный в РП № 471-р от 21 марта 2016 года, то компания-заказчик обязательно должна использовать для них формат электронного аукциона.

Закупка ГСМ по новым правилам обязует участников использовать коды из классификатора ОКПД 2, а именно — 19.20.21 (топливо). Эта позиция включена в аукционный перечень, следовательно, заказчику придется проводить торги в формате электронного аукциона.

Но закупка бензина по 44 ФЗ 2020 года возможна и в другом формате (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ):

  • запрос котировок;
  • заключение сделки с единственным поставщиком;
  • запрос предложений в электронном виде.

Новые регламенты действительны только для способов, подразумевающих составление закупочной документации. К примеру, такая форма, как запрос котировок составления документации не требует, поэтому и ПП № 19 к ней не применяется. При закупках в форматах электронного аукциона и запроса предложений (это касается и электронной формы) учреждениям и организациям нужно опираться на ПП № 19 и прописывать формулу цены. Все остальные случаи подразумевают, что цена госконтракта задается твердо и действует весь период исполнения.

При применении способов определения поставщика, в которых предусматривается составление документации о закупке (например, электронный аукцион, запрос предложений), заказчик с 11.04.2018 г. указывает в проекте контракта вместо твёрдой цены контракта формулу цены контракта и максимальное значение цены контракта.

То есть контракты, заключаемые заказчиком в рамках 44-ФЗ по результатам электронных аукционов и запросов предложений, вместо неизменяемой (твёрдой) цены контракта на поставку топлива должны предусматривать объём финансирования по контракту (максимальное значение цены контракта) и порядок определения стоимости поставляемого топлива (формулу цены контракта).

Для понимания сути изменений специалистом по закупкам приведём примеры закупок топлива по старым и новым правилам.

— заказчик – бюджетное учреждение;

— срок поставки – 2-й квартал (май, июнь) 2018 года;

Закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ. Правила заключения "прямых договоров"

— требуемый вид топлива – бензин марки АИ-92;

— условия поставки: поставка осуществляется с использованием топливных карт на АЗС поставщика;

— предполагаемое количество поставляемого топлива – 10000 литров;

— количество заправляемых единиц служебного автотранспорта – 13 автомобилей;

— цена заключённого контракта по итогам электронного аукциона – 420 000 рублей.

Если контракт был заключён по результатам электронного аукциона, объявленного до 11.04.2018 г., то цена указанного контракта является твёрдой, то есть фиксированной или неизменяемой. Это означает, что в рамках исполнения контракта заказчик ОБЯЗАН оплатить цену контракта (420 000 рублей) и принять объём топлива по контракту в полном объёме.

Однако, существуют случаи, когда заказчик не может по объективным причинам сделать такую выборку цены контракта полностью.

Постановление Правительства РФ от 13 января 2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» (в ред. от 31.03.2018 г.) не устанавливает какой-либо обязательной формулы цены контракта для использования в документации о закупке.

Поэтому заказчик вправе включить в проект разрабатываемого контракта, прилагаемого к документации о закупке, любую формулу цены контракта, так как это не запрещено законом.

Например, заказчик может привязать формулу цены контракта к различным биржевым и внебиржевым индексам цен на моторное топливо, учитывать затраты поставщика или иные показатели (маржу поставщика, коэффициент аукционного снижения и т.д.) при расчёте цены контракта.

С примерами подобных формул можно ознакомиться в материале А.Ю. Маковлева «Формула цены в документации о закупке при заключении контракта на поставку топлива».

По мнению автора, приведённые в материале ув. коллеги  А.Ю. Маковлева альтернативные формулы могут быть полезны крупным государственным заказчикам, которые закупают моторное топливо в крупных масштабах с суммами поставок топлива в десятки и сотни миллионов рублей.

В этих случаях привязка цены контракта к биржевым индексам, расходам или марже поставщика может представляться возможной.

Что касается обычных заказчиков, которые осуществляются закупки моторного топлива на несколько сотен тысяч или на несколько миллионов рублей в год, то представить себе, что подобные заказчики и их поставщики будут применять формулы ценообразования в контрактах, привязанные к биржевым и внебиржевым индексам, затратам или марже поставщика, очень сложно с практической точки зрения.

Для таких заказчиков, по мнению автора, оптимальным будет применение предложенного в настоящей статье подхода, при котором формула цены контракта определяется, как произведение цены за единицу топлива на объём поставляемого топлива (при разовых поставках) или как сумма таких произведений (при периодических поставках).

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Договор новации в заемное обязательство: что это такое и образец

Закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ. Правила заключения "прямых договоров"

Маловероятно, что существует более простая и логически понятная формула цены контракта.

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства РФ 13.01.2014 г. № 19, затрагивают только те способы закупок, где составляется документация о закупке.

1) аукцион в электронной форме;

2) запрос предложений;

3) запрос предложений в электронной форме (с 01.07.2018 г.).

Первый способ определения поставщика на поставку топлива – аукцион в электронной форме является основным, так как согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 471-р,товары, имеющие код по ОКПД 219.20 «Нефтепродукты», заказчики обязаны закупать путём проведения электронных аукционов.

Второй и третий способы закупок – запрос предложений и запрос предложений в электронной формеявляются дополнительными по отношению к электронному аукциону и могут применяться заказчиком, если электронный аукцион признан несостоявшимся (п. 8 ч. 1 ст. 83, п. 5 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ) или заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с поставщиком (п. 6 ч. 1 ст. 83, п. 2 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, при закупке топлива путём проведения запроса котировок, запроса котировок в электронной форме (с 01.07.2018 г.), а также при закупке у единственного поставщика (например, по п. 4 или 5 ч. 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ) заказчиком по-прежнему указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Формула цены контракта и максимальное значение цены контракта в этих способах закупки, в которых не предусмотрено составление документации о закупке, заказчиком не указывается. Это прямо следует из положений части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в которых предусмотрено общее правило об указании заказчиком твёрдой цены контракта в любом заключаемом контракте, за исключением случаев, установленных Правительством РФ, когда указываются формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Много вопросов вызывает у специалистов по закупкам используемое в постановлении Правительства от 13.01.2014 г. № 13 с 11.04.2018 г., понятие «топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин».

— данное понятие не распространяется на топливо, не используемое в моторах, например, на дизельное топливо, используемое для целей отопления;

— речь идёт только об автомобильном бензине, но не о дизельном топливе.

Подобное толкование является ошибочным, так как в постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 г. № 13 (в ред. от 31.03.2018 г.) речь идёт о коде 19.20.21 классификатора ОКПД 2 с идентичным названием «Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин».

19.20.21

Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин

19.20.21.100

Бензин автомобильный

19.20.21.110

Бензин автомобильный с октановым числом не менее 80, но не более 92 по исследовательскому методу

19.20.21.111

Бензин автомобильный с октановым числом не менее 80, но не более 92 по исследовательскому методу вне классов

19.20.21.112

Бензин автомобильный с октановым числом не менее 80, но не более 92 по исследовательскому методу экологического класса К2

19.20.21.113

Бензин автомобильный с октановым числом не менее 80, но не более 92 по исследовательскому методу экологического класса КЗ

19.20.21.114

Бензин автомобильный с октановым числом не менее 80, но не более 92 по исследовательскому методу экологического класса К4

19.20.21.115

Бензин автомобильный с октановым числом не менее 80, но не более 92 по исследовательскому методу экологического класса К5

19.20.21.120

Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу

19.20.21.121

Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу вне классов

19.20.21.122

Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу экологического класса К2

19.20.21.123

Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу экологического класса К3

19.20.21.124

Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу экологического класса К4

19.20.21.125

Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу экологического класса К5

19.20.21.130

Бензин автомобильный с октановым числом более 95, но не более 98 по исследовательскому методу

19.20.21.131

Бензин автомобильный с октановым числом более 95, но не более 98 по исследовательскому методу вне классов

19.20.21.132

Бензин автомобильный с октановым числом более 95, но не более 98 по исследовательскому методу экологического класса К2

19.20.21.133

Бензин автомобильный с октановым числом более 95, но не более 98 по исследовательскому методу экологического класса К3

19.20.21.134

Бензин автомобильный с октановым числом более 95, но не более 98 по исследовательскому методу экологического класса К4

19.20.21.135

Бензин автомобильный с октановым числом более 95, но не более 98 по исследовательскому методу экологического класса К5

19.20.21.140

Бензин автомобильный с октановым числом более 98 по исследовательскому методу

19.20.21.141

Бензин автомобильный с октановым числом более 98 по исследовательскому методу вне классов

19.20.21.142

Бензин автомобильный с октановым числом более 98 по исследовательскому методу экологического класса К2

19.20.21.143

Бензин автомобильный с октановым числом более 98 по исследовательскому методу экологического класса К3

19.20.21.144

Бензин автомобильный с октановым числом более 98 по исследовательскому методу экологического класса К4

19.20.21.145

Бензин автомобильный с октановым числом более 98 по исследовательскому методу экологического класса К5

19.20.21.200

Бензин авиационный

Эта группировка включает:

— авиационный бензин с октановым числом не менее 91 (по моторному методу), сортностью не менее 115 и содержанием серы не более 0,03%

19.20.21.300

Топливо дизельное

19.20.21.310

Топливо дизельное летнее

19.20.21.311

Топливо дизельное летнее вне классов

19.20.21.312

Топливо дизельное летнее экологического класса К2

19.20.21.313

Топливо дизельное летнее экологического класса К3

19.20.21.314

Топливо дизельное летнее экологического класса К4

19.20.21.315

Топливо дизельное летнее экологического класса К5

19.20.21.320

Топливо дизельное зимнее

19.20.21.321

Топливо дизельное зимнее вне классов

19.20.21.322

Топливо дизельное зимнее экологического класса К2

19.20.21.323

Топливо дизельное зимнее экологического класса К3

19.20.21.324

Топливо дизельное зимнее экологического класса К4

19.20.21.325

Топливо дизельное зимнее экологического класса К5

19.20.21.330

Топливо дизельное арктическое

19.20.21.331

Топливо дизельное арктическое вне классов

19.20.21.332

Топливо дизельное арктическое экологического класса К2

19.20.21.333

Топливо дизельное арктическое экологического класса К3

19.20.21.334

Топливо дизельное арктическое экологического класса К4

19.20.21.335

Топливо дизельное арктическое экологического класса К5

19.20.21.340

Топливо дизельное межсезонное

19.20.21.341

Топливо дизельное межсезонное вне классов

19.20.21.342

Топливо дизельное межсезонное экологического класса К2

19.20.21.343

Топливо дизельное межсезонное экологического класса К3

19.20.21.344

Топливо дизельное межсезонное экологического класса К4

19.20.21.345

Топливо дизельное межсезонное экологического класса К5

19.20.21.400

Топливо судовое

19.20.21.410

Топливо судовое с массовой долей серы 2 — 3,5% с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 61 °C

19.20.21.420

Топливо судовое с массовой долей серы 1,5 — 2% с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 61 °C

19.20.21.430

Топливо судовое с массовой долей серы 0,5 — 1,5% с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 61 °C

19.20.21.440

Топливо судовое с массовой долей серы не более 0,5% с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 61 °C

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  СНИЛС: для чего нужен и как получить

Сколько тратить денежных средств на «прямые контракты»?

В соответствии с требованиями 4 пункта 1 части 93 статьи 44-федерального закона, заказчик наделён правом осуществлять закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей по каждому контракту. При этом общая сумма заключаемых контрактов в год не должна превышать 2 млн. рублей, либо, составлять не более 5 % совокупного годового объема закупок, но не более 50 млн. рублей.

Закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ. Правила заключения "прямых договоров"

При заключении подобных контрактов, заказчики вправе выбрать любой объект закупки. Кроме того, сделка может быть заключена в любой форме предусмотренной гражданским законодательством для совершения сделок.

В отличие от всех заключаемых контрактов, этот вид договоров не отражается в единой информационной системе, и это право закреплено в ч.1 статьи 103 и части 3 статьи 94 Закона.

Пример расчета по формуле

При отсутствии этих сведений в контракте и закупочной документации, договорные отношения будут признаны незаключенными (следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Такая модель удобна для применения, когда предельная стоимость одного литра топлива — величина фиксированная. Закупка ГСМ по 44 ФЗ с последними изменениями предполагает указание в контракте как цены контракта и формулы для ее определения, так и предельной цены за единицу (литр) ГСМ.

Применяя эту формулу, включите в тендерную документацию условие о том, что цена за единицу продукции не может быть выше цены, определенной по итогам контрактных процедур!

Заказчик заключил договор на сумму 550 000 руб. Количество закупаемого бензина АИ-95 — 12 000 литров.

Получается, что ПМЦ одного литра — 550 000 / 12 000 = 45,8 руб.

ЦК = 45,2 руб. X 2 000 л. 45,2 руб. X 2 000 л. 45,2 руб. X 2 000 л. 45,2 руб. X 2 000 л. 45,8 руб. X 2 000 л. 45,8 руб. X 2 000 л. = 361 600 183 200 = 544 800 рублей.

Экономия — 5 200 рублей.

НМЦК устанавливается по с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ как ценовое предложение победителя процедур. С ним в итоге и заключается сделка.

НМЦК рассчитывают по общему правилу, руководствуясь ст. 22 44-ФЗ.

Заказчики больше не должны прописывать в контракте условие о неизменности цены контракта. При выявлении расхождений между стоимостью поставки и МЦК, текст договора не нужно будет менять.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Образец договора возможен взаимозачет требований

В ближайшее время начнет действовать ПП № 1074 от 08 сентября 2018 года, в котором ФАС зафиксировал официальную формулу для расчета ГСМ. На текущий момент единой формулы еще нет, и заказчики вправе применять ту, которая им наиболее удобна.

Это означает, что любой проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, с 11.04.2018 г. должен предусматривать указание этих сведений – формулы цены и максимального значения цены контракта – при заключении контракта.

Это существенные условия такого контракта на поставку моторного топлива по результатам электронного аукциона, запроса предложений, запроса предложений в электронной форме, предусмотренные законом, без соблюдения которых контракт считается незаключённым (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ).

Как устанавливать формулу цены контракта в проекте контракта описано выше.

Что касается размера максимального значения цены контракта, то некоторые специалисты по закупкам ошибочно отождествляют понятие «максимальное значение цены контракта» с термином «начальная (максимальная) цена контракта».

Однако, по мнению автора, это не тождественные понятия.

Дело в том, что часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и постановление Правительства РФ от 13 января 2014 г. № 19 (в ред. от 31.03.2018 г.)  никаким образом не регламентируют и не изменяют саму процедуру определения поставщика моторного топлива, а касаются только тех условий, которые должны быть включены в контракт при его заключении.

Какая ответственность?

В соответствии с ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, ошибочный выбор способа закупки карается административным штрафом в 30 тыс. рублей на должностное лицо заказчика. Таким образом, в случае превышения лимита, описываемого в данной статье, на заказчика может быть наложен штраф по каждому, заключенному сверх меры, контракту.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Полезная информация? Поделись:

Бесплатная

On-line

консультация

Как работать с каталогом ТРУ

Такой продукт, как топливо, должен закупаться в соответствии с размещенным в ЕИС каталогом товаров, работ, услуг, сокращенно — КТРУ. Этот реестр применяется с 01.04.2018.

Из характеристик в каталоге приводятся только экологический класс и октановое число. Для закупки качественного бензина можно дополнительно прописать, что он должен соответствовать ГОСТ Р 51105-97.

Основанием для применения ГОСТа может выступать необходимость соблюдать единые требования к качеству и безопасности топлива для автомобилей.

В КТРУ приводятся две единицы измерения ГСМ и топлива — это дм3 и литры. Заказчик выбирает одну из них. Недопустимо указывать наименования, значения и характеристики продукции, не зафиксированные в каталоге. За нарушение этого требования грозят штрафные санкции в размере 3 000 руб. на должностное лицо (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП России).

О специальных условиях

Допускается закупка ГСМ у единственного поставщика (согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В проекте договора необходимо также прописать специальные условия:

  1. Сроки поставки. Это периоды времени, в которые у госзаказчика возникает потребность в поставках топлива.
  2. Порядок поставки. Есть три варианта: самовывозом, по топливным картам, за счет исполнителя.
  3. Информация о формуле цены и максимальной цены.
  4. Как производится оплата: авансированием, перечислением денег по факту поставки либо с отсрочкой.
  5. Как будет производиться сдача-приемка продукции. В этом пункте обговариваются отгрузочные документы, а также бумаги, подтверждающие качество топлива (сертификат соответствия и паспорт качества).
  6. Ответственность сторон за несоблюдение условий контракта.
  7. Сроки действия договора, возможно ли заключение дополнительных соглашений в случае необходимости со стороны заказчика.

Как закрывается контракт

Закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ. Правила заключения "прямых договоров"

Договор можно считать исполненным к моменту, когда топливо в полном объеме поставлено продавцом и оплачено заказчиком и подписаны двумя сторонами документы сдачи-приемки. Вся информация об оплате и исполнении обязательно должна размещаться в ЕИС.

Учет ГСМ заказчик ведет на основании топливных карт. В этих документах отражают объемы в литрах. Карточки выдаются ответственным сотрудникам. Поставщик раз в месяц направляет заказчику счет-фактуру с информацией о произведенном расходе, а также прикладывает к ней специальный отчет о потреблении.

Для закрытия контракта необходимы документы:

  • товарные накладные на отпуск топлива;
  • отчеты о потреблении от исполнителя;
  • отчеты держателей топливных карт.

В качестве акта приемки можно использовать и чеки от поставщика. Каких-либо унифицированных форм для всех перечисленных документов не предусмотрено, поэтому организации вправе разрабатывать их самостоятельно.

Оцените статью
BunTorg
Adblock
detector