Доминирующие положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке

Субъекты конкуренции: финансовые организации

Согласно п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ регламент признания финорганизаций доминирующими (за исключением кредитных) определяется Правительством РФ (см. Условия признания…, Правила установления…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 359).

Регламент же признания кредитных организаций как доминирующих на соответствующем рынке вводится Правительством РФ по согласованию с Центробанком РФ (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2007 № 409). Алгоритм проведения анализа состояния конкуренции на предмет установления доминирующего положения кредитных организаций регламентирован Порядком проведения анализа…, утвержденным приказом ФАС России от 28.06.2012 № 433.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

При этом законодатель устанавливает отдельный минимальный порог размера доли на рынке, после превышения которого финорганизация будет признаваться доминирующей на рынке. Он равен (п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • 10% объема рынка — на единственном в РФ товарном рынке;
  • 20% объема рынка — на товарном рынке, обращающийся на котором товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.

Постановлениями № 359 и 409 это правило дополняется: финорганизация (в т. ч. кредитная) будет признана доминирующей в т. ч. при условии, что в течение длительного временного промежутка (от 1 года или менее, но в течение всего времени существования данного товарного рынка) доля такой финорганизации стабильно увеличивается и/или превышает 10% объема рынка на единственном в РФ товарном рынке либо 20%, если обращающийся на таком рынке товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке, доля которого составляет более 50%: так ли это

Признаки, на основании которых можно говорить о том, что хозсубъект доминирует на рынке, таковы (п. 1 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • занятие таким хозсубъектом более половины объема соответствующего рынка (хотя судом или антимонопольным органом может быть определено, что даже при такой доле данный субъект не доминирует на рынке);
  • установление данного правового статуса хозсубъекта антимонопольным органом даже при занятии им соответствующего рынка менее чем на 50% (кроме финансовых организаций).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Положение об отделе управления персоналом образец

По общему принципу не могут признаваться доминирующими хозсубъекты, доля которых на рынке не превышает 35% (п. 2 ст. 5 закона № 135-ФЗ). Хотя и из этого правила есть исключения:

  1. Хозсубъект является финорганизацией.
  2. Отдельными законами хозсубъект признается доминирующим на рынке даже при недостижении указанного размера доли на рынке (например, п. 4 ст. 21 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ т. д.).
  3. Хозсубъект входит в группу хозсубъектов, и его статус характеризуется совокупностью признаков, перечисленных в п. 3 ст. 5 закона № 135-ФЗ:
  • суммарная доля 3 таких хозсубъектов превышает 50% или 5 таких хозсубъектов — 70% доли на рынке, однако данное правило не может быть применено, если доля хотя бы 1 из таких хозсубъектов не достигает 8%;
  • в течение достаточного временного отрезка размеры долей таких хозсубъектов на рынке стабильны, а вход на рынок новых участников затруднен;
  • продаваемый им товар является незаменяемым, увеличение цены на него не влечет снижения спроса, а все условия продажи доступны неограниченному кругу лиц. 

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

В силу статьи 5 ФЗ № 135 факт доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке сам по себе еще не означает нарушения норм антимонопольного законодательства. Нарушением, в силу статьи 14.31 КоАП РФ, признается злоупотребление таким положением.

Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия либо бездействие доминирующего субъекта, которые могут повлечь ущемление интересов других участников рынка, но при этом не препятствуют конкуренции. Размер санкции за данные нарушения колеблется в пределах от 300 тыс. до 1 млн руб.

Часть 2 статьи 14.31 КоАП предполагает более серьезные санкции за действия, которые ориентированы именно на воспрепятствование конкуренции и, соответственно, направлены не против неопределенного круга участников рынка (покупателей, продавцов и т. д.), а непосредственно против конкурентов (как уже имеющихся, так и потенциальных). Размер санкции по данной части статьи определяется исходя из размера выручки компании, полученной с нарушением правил о добросовестной конкуренции.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Как выйти на пенсию досрочно при сокращении штата в 2020 году

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Важно помнить, что нормы статьи 14.31 КоАП РФ устанавливают лишь ответственность за злоупотребления на рынке, допущенные доминирующим субъектом. Конкретные формы и способы злоупотребления особым положением предусмотрены статьей 10 ФЗ № 135.

Оцените статью
BunTorg
Adblock
detector