Обладают ли республики в составе рф гос суверенитетом

Понятие суверенитета

Термин «суверенитет» впервые появился в знаменитом труде Жана Бодена «Шесть книг о республике». Вот какое определение он приводит.

Определение 1

Суверенитет является признаком государства, сущность которого в абсолютной, не связанной никаким законодательством властью над народом.

Спустя столетие Томас Гоббс внес в понятие суверенитета элементы демократии. Определение звучит следующим образом.

Определение 2

Суверенитет выступает результатом договора между людьми в качестве проявления действия «естественного закона», который положил конец догосударственному периоду под эгидой «война всех против всех».

Что такое республика и ее история

Республика — это государственное образование, которое не наделено статусом суверенитета, но имеет право на установление собственного государственного языка, конституцию, республиканскую символику. Могут иметь в определённой степени политическую и экономическую самостоятельность.

Зачастую отражают свои культурные, исторические и социальные особенности. Республика не имеет право противоречить федеральным законам и положениям, нарушать целостность страны или выйти из её состава.

Первые республики сформировались после революции, которая произошла в 1917 году. В основном они были самостоятельными субъектами, но некоторые являлись частями краев и регионов. Конституция, утвердившаяся в 1936 году, значительно сократила количество формирований автономных республик. Часть субъектов отделилась от РСФСР, но осталась самостоятельной в рамках Советского Союза.

Были автономные единицы и у других республик СССР. Таджикистан на протяжении 5 лет был в составе Узбекской ССР, но позже стал полностью самостоятельным в составе Союза. В Грузии выделились Абхазия и Аджария, в Азербайджане – Нахичеванская. К Украине относилась республика Молдавия, но после 26-летнего союза отделилась, оставив некоторые территории. Последней сформировавшейся республикой стала Тувинская (1961 год). Затем, до 1990 года, количество республик в Союзе оставалось неизменным.

Далее наступил «парад суверенитетов» (1988-1991 гг.). Многие республики заявили о своей независимости. Большинство из них приобрели самостоятельность. Преобразовались в республики Хакасская, Карачаево-Черкесская, Адыгейская, Горно-Алтайская области. Ингушетия и Чечня разделились, образуя в прошлом единую республику.

Несмотря на приобретенный статус суверенности многими республиками, о полной независимости и отделении от территории РФ речь не идёт. Хоть и в Конституции РФ республики именуются государствами, они не владеют государственным суверенитетом.

До 2014 года в России насчитывалась 21 республика. После воссоединения с Крымом их стало 22. Все субъекты равноправны, могут утверждать официально второй язык и собственную республиканскую символику.

Своим статусом республики закрепляют целостность территорий. Могут иметь особенности в экономике и политике. В то же время правила, законы, деятельность республики не могут противоречить законодательству РФ.

Перечень республик

Республики России расположены в пяти федеральных округах. У всех них разные культуры, размеры территорий, истории. Но каждый такой субъект имеет одинаковые права, свободы и обязанности. Большинство из них появилось еще при СССР.

Республики Столицы Языки (помимо русского)
Адыгея Майкоп адыгейский
Алтай Горно-Алтайск алтайский
Башкортостан Уфа башкирский
Бурятия Улан-Удэ бурятский
Дагестан Махачкала аварский, агульский, даргинский, чеченский, табасаранский, азербайджанский и другие
Ингушетия Магас ингушский
Кабардино-Балкария Нальчик балкарский, кабардинский
Калмыкия Элиста калмыцкий
Карачаево-Черкесия Черкесск карачаевский, черкесский, ногайский, абазинский
Карелия Петрозаводск карельский
Коми Сыктывкар коми
Марий Эл Йошкар-Ола марийский
Мордовия Саранск мордовский
Саха (Якутия) Якутск якутский
Северная Осетия-Алания Владикавказ осетинский
Татарстан Казань татарский
Тыва Кызыл тувинский
Удмуртия Ижевск удмуртский
Хакасия Абакан хакасский
Чечня Грозный чеченский
Чувашия Чебоксары чувашский
Крым Симферополь крымско-татарский, украинский
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Составить безвозмездный договор поручения: скачать образец безвозмездного договора поручения

Якутия охватывает 1/6 часть (более 3 млн. км2) от всей территории РФ. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что примерно 40% её площади находится за полярным кругом. Малонаселенная местность по причине климатических особенностей региона, менее миллиона человек проживают в республике.

Но в экономическом плане Якутия входит в десятку самых богатых территорий страны (занимает 9-е место). Огромное количество полезных ископаемых позволяют республике благополучно существовать, независимо от уровня федерального финансирования. Граждане, проживающие в Якутии, получают высокие доходы.

Кстати, регулярно здесь находят останки мамонтов.

Якутия – самый большой по площади субъект в России, а самой маленькой является Ингушетия – 3628 км2. Но по густонаселенности Ингушетия стоит на пятом месте в стране. Также к плотно населенным субъектам относятся Чечня и Северная Осетия.

Самой бедной республикой считается Дагестан. Здесь слабо развита промышленность, скудные источники полезных ископаемых, земля не особо урожайная и подходящая для земледелия.

Алтай считается второй Швейцарией. Здесь очень красивая, богатая природа, большое культурное наследие, хорошо развита туристическая отрасль. Башкортостан, а точнее город Уфа, — самый большой центр по нефтепереработке. Также в республике много санаториев, баз отдыха, лечебниц.

Здешняя природа располагает к отдыху и лечению. Много заповедников, лесных территорий. Леса занимают 40% площади Башкортостана. В Уфе находится муфтия Духовного управления российских мусульман и верующих из некоторых стран СНГ.

Карелия – один из главных туристических центров страны. Здесь шикарная природа, много интересных памятников. Отлично идет рыбалка и охота. Незабываемой красоты Белое море, озёра и реки. Кроме туристической отрасли Карелия известная эффективно работающей промышленностью – бумажное и деревообрабатывающее направления, производство строительных материалов, лесная и горнодобывающая отрасли.

Крым присоединился к России в 2014 году после проведения референдума. Большая часть населения выступила за возвращение к русским корням. С тех пор Крымская республика является субъектом РФ и её главным туристическим центром.

После воссоединения с Россией в Крыму установили новую Конституцию, новые органы власти, республиканскую символику. Сейчас Крым является самым дотационным регионом РФ, финансирование происходит на уровне десятков млрд. рублей ежегодно.

Четыре признака суверенитета по Л.Дюги

Леон Дюги в 1908-м году выделил 4 признака суверенитета государства, которые актуальны и на сегодняшний день. Он считал, что:

  1. Суверенитет у государства один, то есть на одной и той же земле (территории) может быть лишь один суверенитет.
  2. Суверенитет – неделимое понятие, так как он представляется волей коллективного лица, а всякая воля нераздельна, как и само лицо, которое служит его основанием.
  3. Суверенитет – это также неотчуждаемое понятие, поскольку передаваться может власть, но никак не воля.
  4. Суверенитет не погашаем, данное свойство следует из неотчуждаемости суверенитета.

В дальнейшем развитие понятия суверенитета происходит во 2-й половине XX столетия, когда принимается идея об ограничении государственного суверенитета в сфере человеческих прав. Признается мысль о том, что государство можно считать суверенным лишь тогда, когда оно реализует народную волю, и когда его управленческая система демократична.

Определение 3

Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государства в реализации собственных функций как внутри страны, так и во взаимосвязи с остальными государствами.

Под верховенством государства понимается его право согласно воли народа посредством нормативно правовых актов устанавливать основы Конституции, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и работу органов госвласти, местного самоуправления.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как выражение суверенитета России, который распространяется на территорию всего государства, значит, что субъект Российской Федерации не вправе изменить определенные Конституцией Российской Федерации приоритеты действия законов и других федеральных нормативно правовых актов, ограничить их использование, приостанавливать их действие, вводить какие-то связанные с действием данных актов процедуры и механизмы решения коллизий, правовых споров, отсутствующие в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Как симулировать аростуду для больничного

Россия – суверенное государство, и поэтому суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. В пределах территории Российской Федерации недопустима иная власть, существующая наряду с ней либо вне ее контроля. Гарантия – это верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на общей территории российского государства.

Независимость, значит, что государство является самостоятельным, независимым в выборе средств и форм проведения собственной внутренней и внешней политики. Принимая участие в межгосударственных объединениях, государство вправе передавать им долю собственных полномочий согласно международного договора, если это не ограничивает права и свободы человека и гражданина и не выступает противоречием для основ конституционного строя России.

Поэтому в науке конституционного права рассматривается идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета, который выступает только проявлением одного и того же принципа суверенитета страны. Страна, у которой только один внутренний либо один внешний суверенитет, – не суверенная, это или протекторат, или же конфедерация государств, которая в принципе не рассматривается в качестве государства. Между этими гранями суверенитета существует тесное взаимоотношение. Между ними нельзя провести строгое разграничение.

Вывод 2

Таким образом, государство, не обладающее правом на самостоятельное регулирование собственных внешних сношений, тем самым теряет право регулировать положение иностранцев на личной территории.

Если Россия принимает участие в межгосударственных объединениях, передает часть полномочий своего государства межгосударственному объединению, то это не означает, что суверенитет Российской Федерации ограничен до того момента, пока сумма и номенклатура данных полномочий не затронет государственный суверенитет.

Независимость как признак государственного суверенитета проявляется также и в том, что все государства-участники международного сообщества, равны друг перед другом, обладают равными правами и обязанностями. Проявляется этот признак суверенитета также и в том, что границы между странами могут видоизменяться лишь согласно нормам международного права, мирным путем, в соответствии с взаимным договором.

Непростая проблема законодательства и науки конституционного права – это установление суверенитета в федерации, которая состоит из 2-х и более государств либо государственных образований. Рассматривая вопрос о соотношении суверенитета в федеративном государстве, выделим 3 концепции, которые существовали в науке конституционного права.

Концепции суверенитета в федеративном государстве

I концепция

Первая концепция возникла в период образования 1-го федеративного государства – Соединенных Штатов Америки. Известные политические деятели США такие, как Джеймс, Мэдисон, Гамильтон, выдвинули идею делимости суверенитета, принадлежащего как федерации в совокупности, так и ее субъектам. Данная концепция была воплощена в Конституции Соединенных Штатов Америки в 1787-м году.

Представители данной концепции считали, что принадлежность суверенитета как федеративному государству, так и его субъектам даст возможность не допустить сосредоточение всех властных полномочий у федеральных органов госвласти, обеспечить гармоничное сочетание власти федеральных органов госвласти с госвластью, проводимой субъектами РФ.

II концепция

Смысл следующей концепции состоит в том, чтобы пропагандировать идеи принадлежности государственного суверенитета исключительно субъектам федерации и лишить суверенитета федерации в целом. Идеологи данной концепции – американский сенатор Кальгун, а также баварский государствовед Зейдель. Они отстаивали идеи части господствующего класса, отстаивающей сепаратизм, считавшей наиболее приемлемым для себя децентрализованное государство, с сильной госвластью субъектов федерации, которые могут не подчиняться федеральным органам госвласти.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Как оформить увольнение по соглашению сторон образец

III концепция

Сущность третьей централистской концепции суверенитета заключается в идее принадлежности суверенитета исключительно федерации. У субъектов федеративного государства суверенитет отсутствует. Данную концепцию защищали в своих трудах известные немецкие представители науки конституционного права П. Лаванд и Г. Еллинек. Ученые знали, что успешное решение выдвинутых перед государством задач может быть исключительно в централизованном государстве.

Централистская концепция суверенитета широко распространена в наши дни, она заложена в конституции множества зарубежных стран. С позиции конституционного права государство, которое выступает частью второго государства, не может быть суверенным государством. На одинаковой территории не может быть в одно и то же время 2-х суверенных властей.

Правовой статус

Все республики в составе РФ должны соответствовать определённым требованиям, чтобы иметь право на республиканский статус. Республика должна иметь территорию с документально обозначенными границами, которые запрещено менять без согласования всех сторон. Изменение границ возможно только на основании взаимного согласия государства и республики.

В каждом субъекте имеются свои суды, прокуратура, законодательство, местное правительство. Все органы республиканской власти подчиняются федеральному уровню, так как республика является составляющей государства.

Любые взаимодействия, отношения между субъектами и государственным центром регулируются (помимо других способов) двухсторонними договорами, где должны быть расписаны все разграничения прав и обязательств.

Суверенитет в СССР

Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 1924-го года содержала концепцию делимости суверенитета. В соответствии с пунктом 3 Конституции СССР суверенитет союзных республик ограничивается исключительно в пределах, определенных Конституцией СССР, и только по предметам, которые входят в компетенцию Союза.

  • право на свободный выход из Союза;
  • право на внесение изменений в собственные конституции;
  • запрещалось изменять территории союзной республики без ее одобрения.

Конституции РСФСР от 1925-го, 1937-го, 1978-го годов, устанавливая гарантии суверенитета РСФСР, не указывали суверенитет автономных образований, которые входили в ее состав. Автономные образования, являющиеся членами РСФСР, как правило, относят к 2-м формам автономии:

  1. политическая (автономная республика – национально-государственное образование) ;
  2. административная (автономная область и национальные, впоследствии – автономные округа).

У автономной республики была собственная конституция, учитывающая особенности автономной республики и полностью построенная согласно Конституции РСФСР и Конституции СССР. Законодательство РСФСР обязательно на территории автономной республики. При расхождении закона автономной республики с законом РСФСР необходимо было полагаться на закон РСФСР. Указанные признаки говорят о том, что суверенитет у автономных образований, находящихся в составе РСФСР, отсутствует.

12 июня 1990-го года на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В Декларации РСФСР была провозглашена суверенным государством, которое создано исторически объединившимися в нем народами.

Замечание 1

Суверенитет РСФСР является естественным и необходимым условием существования российской государственности, ведь у страны есть многовековая история, культура и сложившиеся традиции.

Согласно Декларации о государственном суверенитете РСФСР и пункту 15 статьи 109 Конституции (из Основного Закона) РСФСР (о ратификации и денонсации международных договоров) 12 декабря 1991-го года Верховным Советом РСФСР было принято постановление под названием «О денонсации Договора об образовании CCCP».

В условиях существования экономического и политического кризиса, а также нарастания сепаратизма автономные республики и 4 автономные области в 1990-1991-м годах в одностороннем порядке провозгласили себя суверенными государствами в составе России. На IV Съезде народных депутатов Российской Федерации было признано необходимым повысить правовой статус абсолютно всех автономных республик. Конституция РСФСР от 1978-го года претерпела терминологическое изменение текста путем исключения слова «автономия».

31 марта 1992-го года был принят Федеративный договор по поводу разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти России и органами власти суверенных республик, входящих в состав России. Так, понятие «суверенные» по отношению к республикам подтвердили в значимом источнике конституционного права.

В процессе принятия данного решения существовали политические доводы и рассуждения. С позиции теории и права оно считалось несостоятельным. С какой стати может быть суверенитет у автономного образования, если у него никогда (ни до, ни после Октября 1917-го года), не было суверенитета? Причем у большей доли республик не было экономической основы суверенитета, социальные нужды населения данных субъектов удовлетворялись и удовлетворяются благодаря дотациям, поступающим из федерального бюджета.

Оцените статью
BunTorg
Adblock
detector