Образец претензии к государственной поликлинике

Основания для претензий пациента

Каждый человек имеет право на медицинскую помощь. Физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием такой помощи, приобретает статус пациента.

Необходимо отметить, что пациент при получении как бесплатной медицинской помощи, так и платных медицинских услуг приобретает также статус потребителя в рамках Закона о защите прав потребителей (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Необходимо отметить, что пациент, в случае причинения ему вреда в результате оказания медицинской помощи, имеет право требовать возмещения такого вреда, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с медицинской организацией или нет (ст. 1095 ГК РФ, п. 2 ст. 14 ЗоЗПП).

Любой гражданин может воспользоваться различными способами защиты своих прав. Они четко поименованы в ст. 12 ГК РФ, среди них можно особо выделить следующие: возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда. Что касается форм защиты нарушенных прав и законных интересов пациента, то их две: досудебный и судебный порядок защиты.

Пациент при возникновении претензий к медицинской организации имеет право обратиться:

  • С претензией к руководителю медицинской организации или иному уполномоченному лицу (главному врачу, зав. руководителя медицинской организации по медчасти, и т.д.)
  • С жалобой в контролирующие органы: Роспотребнадзор, лицензирующий орган, иные;
  • С жалобой в органы прокуратуры;
  • Обратиться за помощью в общественные организации, осуществляющие народный контроль в сфере здравоохранения (общества защиты прав пациентов, лиги защиты прав пациентов и т.д.);
  • С жалобой в страховые медицинские организации, в случае оказания медицинской помощи рамках добровольного или обязательного медицинского страхования;
  • С иском в суд общей юрисдикции.

Действующим законодательством не установлены требования к форме претензии к медицинской организации. Данный документ составляется в произвольной форме.

Пациент, в случае отказа медицинской организации удовлетворить претензию в добровольном порядке или в случае, когда претензионный порядке не является обязательным, может обратиться с иском в суд общей юрисдикции в порядке установленном ГПК РФ.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Увольнение по собственному желанию пенсионера без отработки: условия, образец заявления

При удовлетворении судом требований пациента, установленных законом, суд взыскивает с медицинской организации за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований пациента штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу пациента-потребителя (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП), а также неустойку в размере 3% цены оказанных услуг, в случае нарушения сроков оказания услуг или нарушения сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (п. 5 ст. 28 ЗоЗПП).

Таким образом, при оказании медицинской помощи могут возникнуть различные конфликтные ситуации между пациентом и медицинской организацией, которые чаще всего связаны с:

  • Некачественным оказанием медицинских услуг
  • Ненадлежащим оказанием медицинской помощи
  • Несоблюдением сроков оказания медицинских услуг
  • Ненадлежащим информированием
  • Нарушением безопасности медицинских услуг
  • Недостатками оказанных медицинских услуг
  • Нарушением прав потребителей
  • Причинением вреда здоровью пациента
  • Иные основания для претензии.

Куда обратиться с жалобой на поликлинику

Сориентироваться в том, куда писать жалобу на поликлинику, где были нарушены ваши права и законодательные нормативы, позволит обзор органов, занимающихся решением подобных вопросов. В список входят:

  • Министерство здравоохранения;
  • Росздравнадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • прокуратура;
  • страховая компания;
  • судебные инстанции.

Но начинать лучше с непосредственного начальства, а точнее – с главы лечебного заведения. Иногда этого достаточно, чтобы урегулировать конфликт и избежать написания жалобы на поликлинику в Минздрав. Оставить претензию можно в приемной, если начальника не будет на месте, но разумнее будет побеседовать лично. Во время встречи постарайтесь объяснить ситуацию без лишних эмоций и делать акцент на факты.

Образец жалобы на поликлинику в Министерство здравоохранения

Четких требований, что должно быть, а что нет, в подобном документе, не существует, но непременно в заявлении необходимо указать:

  • свою фамилию, имя и отчество;
  • адрес для обратной связи;
  • реквизиты получателя;
  • наименования документа (слово «Жалоба» пишется с большой буквы в середине страницы);
  • суть дела в сжатой форме;
  • конкретные требования по разрешению конфликта;
  • дата и подпись, а также описание приложенных документов.

Формы защиты прав пациентов

Если подается жалоба на государственную или муниципальную больницу, специалисты Росздравнадзора сами запросят материалы дела, сделают выписки из медкарты. Если такие документы есть на руках, их можно сразу приложить к обращению. При подаче жалобы на аптеку нужно приложить копию рецепта, выданного лечащим врачом. Если нужно обжаловать нарушения со стороны частной клиники, то пострадавшему лицу все подтверждающие документы придется представить самостоятельно.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Сколько стоит подать в суд исковое заявление 2020 году

Список доказательств, на которые можно ссылаться при обжаловании, законом не ограничен. Пациент может ссылаться:

  • на письменные доказательства, переписку с больницей, листы нетрудоспособности, иные документы;
  • на электронные бланки (например, если запись к врачу осуществлялась через интернет);
  • на вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи (если гражданин может подтвердить, когда и при каких условиях они сделаны).

Действующее законодательство не предусматривает обязательное соблюдение претензионного порядка при защите своих прав пациентом. Однако, пациенту необходимо внимательно изучить договор на оказание платных медицинских услуг, в котором одним из условий может быть обязательное досудебное урегулирование спора, в частности, медиативная оговорка (п. 1 ст. 7 Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»).

При обращении пациента в суд без соблюдения обязательного досудебного порядка обращения к ответчику, судья на основании ст. 135 ГПК РФ должен будет возвратить исковое заявление.

В случае, если на основании договора претензионный порядок не является обязательным, пациенту все равно целесообразнее первоначально обратиться за защитой нарушенных прав в саму медицинскую организацию. Во-первых, пациент может в более короткие сроки (по сравнению с иском в суд) получить удовлетворение своей претензии. Во-вторых, пациенту не придется оплачивать судебные расходы на представителя, судебную экспертизу (как доказательство в судебном процессе).

  • Лично (в канцелярию, приемную) с отметкой о вручении на втором экземпляре: дата, подпись, должность, ФИО сотрудника.
  • Почтовым отправлением с уведомлением о вручении
  • По электронной почте на официальный адрес (e-mail) медицинской организации;
  • Через официальный сайт медицинской организации.

Существует несколько адресатов жалобы на больницу. Какой из них наиболее перспективный в плане принятия мер зависит от сути конфликта и требований заявителя. Можно одновременно подать жалобу в несколько инстанций. Итак, жалоба на больницу может быть подана в форме жалобы в государственный орган – в Министерство здравоохранения – Росминздрав (причем можно направить через сайт этого государственного органа). Если больница имеет статус региональный – есть смысл подать жалобу учредителям (смотреть на сайте или в документах), а также губернатору.

Документ можно подать не только электронным способом, но и в письменном виде направить адресату – заказным письмом (желательно также с описью). Если в результате обращения за медицинской помощью в больницу причинен вред, то помимо обращения в правоохранительные органы потребуется подача искового заявления о возмещении вреда здоровью.

Скачать образец

Если требуется обжалование действий медицинских работников при предоставлении платных услуг (иски о защите прав потребителей), в суд потребуется представить договор с клиникой, чеки или квитанции, а также претензию потребителя.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Заполнение расчетной ведомости Т-51 в 2020 году

Горячая линия жалоб на поликлинику

Тем, кого интересует возможность обращения с претензиями на работу медучреждения по телефону, стоит воспользоваться горячими линиями. Набирать 8 800 500 18 35 стоит при нарушениях с назначением обезболивающих препаратов, для справок служат телефоны: (499) 578-02-30 и (495) 698-45-38, а по вопросам льготных поставок лекарств звоните на (495) 698-26-88.

Похожие записи:

Срок рассмотрения претензии

Рассмотрение обращений (жалоб, претензий) пациентов по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации входит в компетенцию Врачебной Комиссии (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

При поступлении претензии Врачебная Комиссия рассматривает данную претензию и признает ее либо обоснованной, либо необоснованной, либо частично обоснованной. Решение Врачебной Комиссии оформляется протоколом. На основании решения Врачебной Комиссии пациенту предоставляется соответствующий ответ на его претензию и могут быть предложены варианты ее урегулирования. Выписка из протокола Врачебной Комиссии должна быть выдана на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

Так как Законом о защите прав потребителей предусмотрен десятидневный срок для удовлетворения отдельных требований потребителя, то и срок рассмотрения большинства претензии должен составлять не более 10 дней (ст. 31 ЗоЗПП).

Оцените статью
BunTorg