Порядок проведения экспертизы и оценки качества товаров

Предисловие

1
РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием
«Российский научно-технический центр информации по стандартизации,
метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

2
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 «Защита прав
потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и
при оказании услуг»

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 10 августа 2018 г. N
492-ст

Введение

Задачами экспертизы
качества автомототранспортных средств является разрешение вопросов,
требующих специальных знаний в области конструирования,
производства и эксплуатации объекта экспертизы: определение
качества исследуемого объекта, включающее выбор номенклатуры
показателей, характеризующих его техническое состояние;

определение
текущих (фактических) значений этих показателей и их сопоставление
с базовыми, установленными нормативными актами Российской Федерации
и технической документацией изготовителя; идентификация дефекта и
событий, предшествовавших и сопровождавших его проявление; вещной
обстановки, сопутствующей выявленному дефекту, причин его
возникновения, характера дефекта, влияния на возможность
использования объекта по назначению.

Стандарт предназначен для
применения специалистами (далее — экспертами) любой
организационно-правовой формы хозяйствования, выполняющими
экспертизы качества автомототранспортных средств по заказам
физических или юридических лиц на основе договора оказания
возмездных услуг, в том числе, при проведении экспертизы в порядке,
установленном [1].

Стандарт регламентирует
действия специалистов (экспертов), имеющих высшее или среднее
специальное образование по направлениям профессиональной
подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные
транспортные системы», «Наземные транспортно-технологические
средства», и специальностям — «Автомобилетракторостроение»,
«Автомобили и автомобильное хозяйство», «Эксплуатация
транспортно-технологических машин и комплексов», «Сервис и
техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и
оборудования (автомобильный транспорт)», а также экспертов других
специальностей, привлекаемых при проведении экспертиз качества
автотранспортных средств для проведения исследований, не входящих в
объем профессиональной подготовки (компетенцию) экспертов
вышеперечисленных направлений, при проведении экспертиз качества
автотранспортных средств.

К
объектам экспертных исследований, на которые распространяется
действие настоящего стандарта, относятся новые и отремонтированные,
механические колесные транспортные средства и их части (далее —
объекты) следующих категорий:М
— механические транспортные средства, имеющие не менее четырех
колес и используемые для перевозки пассажиров;

N
— механические транспортные средства, имеющие не менее четырех
колес и предназначенные для перевозки грузов;О
— прицепы (включая полуприцепы);МС, NC, ОС — транспортные
средства категорий М, N и О, предназначенные для пассажирских и
грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций,
для которых требуется наличие специального кузова и (или)
специального оборудования;

MG, NG — транспортные
средства категорий М и N, которые могут использоваться как
транспортные средства повышенной проходимости;-
части транспортных средств перечисленных категорий, используемые
как запасные.Настоящий стандарт может
использоваться при проведении экспертизы качества мототранспортных
средств (категория L), снегоходов и транспортных средств с
двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально
предназначенных для передвижения по снегу, болотоходов,
гольф-каров, а также для экспертизы качества работ (услуг) по
техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных
средств.

1
Область применения

Настоящий стандарт
определяет общий порядок и требования к проведению экспертиз
качества автомототранспортных средств и их частей, находящихся в
обращении на территории Российской Федерации, вне зависимости от их
формы собственности.Экспертиза качества
автомототранспортного средства проводится в процессе досудебного
урегулирования споров о причинах возникновения недостатков
автомототранспортного средства между потребителем и продавцом
(изготовителем, импортером, исполнителем, уполномоченным лицом), в
случаях, установленных [1];

споров о качестве автомототранспортного средства, переданного по
договору поставки или иным гражданско-правовым договорам, между
юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями; в иных
необходимых случаях.Действие настоящего
стандарта не распространяется на экспертизу качества (технического
состояния) автомототранспортных средств, назначаемую в ходе
гражданского, уголовного, административного судопроизводства на
основании определений (постановлений) судебных и следственных
органов и выполняемую в порядке, определенном законодательством
Российской Федерации.

2
Нормативные ссылки

В
настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие
стандарты:ГОСТ 2.610 Единая система
конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных
документовГОСТ 9.032 Единая система защиты от
коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические
требования и обозначенияГОСТ
9.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Проводка списана сумма транспортных расходов на стоимость реализованных товаров

072 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Термины и определенияГОСТ 9.311 Единая система защиты от
коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические
неорганические. Метод оценки коррозионных пораженийГОСТ
9.407 Единая система защиты от коррозии и старения.

Покрытия
лакокрасочные. Метод оценки внешнего видаГОСТ 9.908 Единая система защиты от
коррозии и старения. Металлы и сплавы. Методы определения
показателей коррозии и коррозионной стойкостиГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике.
Термины и определенияГОСТ
5272 Коррозия металлов. ТерминыГОСТ
7593 Покрытия лакокрасочные грузовых автомобилей.

Технические
требованияГОСТ
15140 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезииГОСТ 15467-79 Управление качеством
продукции. Основные понятия. Термины и определенияГОСТ 23887-79 Сборка. Термины и
определенияГОСТ 25866 Эксплуатация техники. Термины
и определенияГОСТ
28246 Материалы лакокрасочные.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Термины и определенияГОСТ 31993 (ISO 2808) Материалы
лакокрасочные. Определение толщины покрытияГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению.
Термины и определенияГОСТ Р 51170-98 Качество служебной
информации. Термины и определенияГОСТ Р 57428 Судебно-трасологическая
экспертиза. Термины и определенияГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента
качества.

Основные положения и словарьПримечание — При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие
ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования —
на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному
информационному указателю «Национальные стандарты», который
опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам
ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за
текущий год.

Если заменен ссылочный стандарт, на который дана
недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую
версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию
изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана
датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого
стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия).

Если после
утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который
дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее
положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется
применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3
Термины и определения

3.1 автотранспортное
средство: Автомобиль или прицеп (полуприцеп) к нему.

3.2 автомобиль:
Наземное транспортное средство массой (без учета массы
энергоносителей) более 400 кг (550 кг для транспортного средства,
предназначенного для перевозки грузов), с двигателем максимальной
мощностью более 15 кВт, имеющее не менее 4 колес, движущееся за
счет взаимодействия ведущих колес с опорной поверхностью и не
требующее для длительного движения непрерывного подвода энергии
извне.

3.3 агрегат:
Укрупненный унифицированный узел машины, обладающий полной,
геометрической и функциональной, взаимозаменяемостью и выполняющий
определенные функции.

3.4 акт экспертного
исследования: Письменный документ о результатах экспертизы,
содержащий указания на основания производства экспертизы, данные об
эксперте, условия проведения экспертизы, объекты экспертизы,
вопросы эксперту, описание процесса экспертного исследования с
указанием примененных методик и методов, и полученных промежуточных
результатов, установленные экспертом фактические данные, а также
выводы эксперта.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение: образец

3.5 аналог:
Объект, подобный по совокупности существенных признаков, функций,
адекватно отражающий признаки другого объекта того же назначения;
определяется методом сравнения признаков (функций).

базовая
деталь:
Деталь, с которой начинают сборку изделия, присоединяя
к ней детали или другие сборочные единицы.

[ГОСТ 23887-79, статья 18]

3.7
воспроизводимость: Свойство идентичности результатов
исследований, полученных одним методом, на идентичных испытательных
образцах, в разных обстоятельствах, разными операторами, с
использованием различного оборудования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

3.8 восстанавливаемый
объект: Объект, для которого в рассматриваемой ситуации
проведение восстановления работоспособного состояния предусмотрено
в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной)
документации.

3.9 деградационный
дефект: Дефект, обусловленный естественными процессами
старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех
установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и
эксплуатации.

3.10 деталь:
Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке
материала, без применения сборочных операций.

дефект: Каждое
отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Примечание — Адекватным
термином, используемым в законодательстве, является
«недостаток».


[ГОСТ 15467-79, статья 38]

3.12 диагностирование
в автотехнике: Исследование объектов автотехнической экспертизы
с целью определения их технического состояния, произошедших с ними
изменений, причин этих изменений.Примечание —
Диагностирование в автотехнике осуществляется на основе
исследований свойств и состояния объекта, как правило, без его
разборки, по совокупности диагностических параметров.

значительный
дефект:
Дефект, который существенно влияет на использование
продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является
критическим.

[ГОСТ 15467-79, статья 44]

3.15 использование по
назначению: Процесс функционирования (работы) как объекта в
целом, так и его отдельных частей, по назначению.

3.16 исправное
состояние: Состояние объекта, в котором он соответствует всем
требованиям, установленным в документации на него.Примечание — Данное
понятие охватывает основное техническое состояние объекта, которое
характеризуется совокупностью значений параметров, описывающих
состояние объекта, а также качественных признаков, для которых не
применяют количественные оценки.

3.17 исходные
данные: Совокупность сведений об объектах экспертного
исследования, содержащихся в материалах, представленных эксперту
для решения поставленных перед ним вопросов.

3.18 качественный
признак: Признак, выражающий наличие или отсутствие у объекта
какого-либо существенного свойства (качества).

3.20 качество
исполнения: Концепция качества, отражающая ту степень, в
которой товары или предоставляемые организацией услуги фактически
удовлетворяют нужды клиентов.

3.21 качество
конструкции: Один из аспектов качества товара или услуги,
который отражает уровень качества самой конструкции (модели).

качество
продукции:
Совокупность свойств продукции, обусловливающих ее
пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с
ее назначением.

[ГОСТ 15467-79, статья 3]

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

3.23 качество
работы: Свойство, признак выполненной работы; соответствие
выполненной работы эталону, плану, нормативу.

3.24 качество
товара: Совокупность свойств (физических, функциональных,
эстетических и др.), обеспечивающих возможность удовлетворять
определенные потребности и делающих товар привлекательным для
покупателя.

3.25 качество
функциональное: Один из аспектов качества товара или услуги,
который отражает ту степень, в которой работа или функционирование
товаров или услуг удовлетворяет реальные потребности конкретных
потребителей.

3.26 комиссионная
экспертиза качества автотранспортного средства: Экспертиза,
выполняемая двумя или более экспертами одной специальности в случае
технической сложности или большого объема исследований.

3.27 компетенция
эксперта: Комплекс знаний в области теории, методики и практики
экспертизы определенного рода, вида.Примечание — Различают
объективную компетенцию — объем знаний, которыми должен владеть
эксперт как специалист, и субъективную компетенцию (компетентность
эксперта) — степень владения этими знаниями конкретным
экспертом.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Сертификат соответствия как получить - Протокол-испытания.рф

3.28 комплексная
экспертиза качества автотранспортного средства: Экспертиза,
выполняемая одновременно экспертами разных специальностей в
случаях, когда установление какого-либо обстоятельства невозможно
путем проведения отдельных экспертиз, либо это выходит за пределы
компетенции одного эксперта.

3.29 конструктивный
дефект: Дефект, возникший из-за несовершенства разработки
(конструирования) изделия.

критический
дефект:
Дефект, при наличии которого использование продукции по
назначению практически невозможно или недопустимо.

[ГОСТ 15467-79, статья 43]

3.31 методика
экспертного исследования: Система рекомендаций по выбору и
применению методов исследования объектов экспертизы и формированию
необходимой материально-технической базы исследования.Примечание — Конкретная
методика может формироваться в ходе исследования на основе общей
методики исследований данного рода (вида) и опыта эксперта с учетом
конкретной задачи.

3.32 модель
транспортного средства: Конкретная конструкция транспортного
средства, определяемая исполнением и компоновкой его основных
агрегатов и узлов.

3.33 модификация
транспортного средства: Вариант конструкции, отличающийся от
других вариантов, относящихся к тому же типу.

3.34 мототранспортное
средство: Мопеды, мотовелосипеды, мокики, мотоциклы,
мотороллеры, трициклы, квадрициклы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

3.35 начало
эксплуатации (использования по назначению): Момент ввода
изделия в эксплуатацию; событие, фиксирующее готовность изделия к
использованию по назначению, документально оформленное в
установленном порядке.

неисправное
состояние:
Состояние объекта, в котором он не соответствует
хотя бы одному из требований, установленных в документации на
него.

[ГОСТ 27.002-2015, статья 3.2.2]

3.37 образцы для
сравнительного исследования: Материальные объекты,
представляемые эксперту для сравнения с идентифицируемыми или
диагностируемыми объектами.Примечание — По характеру
признаков подразделяются на образцы, выражающие признаки другого
объекта (заведомо исправные аналоги исследуемых объектов), и
образцы, выражающие собственные признаки (пробы топлива,
эксплуатационных материалов и жидкостей).

3.38 объект
экспертизы: Для целей данного стандарта: автомототранспортное
средство, его детали, узлы, механизмы, системы, материалы и
эксплуатационные жидкости.

органолептический
метод определения показателей качества продукции:
Метод
определения значений показателей качества продукции, осуществляемый
на основе анализа восприятий органов чувств.

[ГОСТ 15467-79, статья 28]

3.40 очаг
разрушения: Место зарождения разрушения, оцениваемое на
изломе.

3.41 повреждение:
Начальная стадия механического разрушения — макроскопическое
нарушение сплошности материала в результате воздействия внешних
сил, превышающих его прочностные характеристики, сопровождается
проявлениями упругой и пластической деформаций; характеризуется
частичной или полной утратой присущих ему функций.

3.42
пожарно-техническая экспертиза: Исследование поврежденного
пожаром объекта с целью установления причин и места возникновения
пожара, способствовавших этому обстоятельств и действий (либо
бездействия) людей.

3.43 полный
аналог: Объект, подобный по совокупности всех существенных
признаков, с достаточной полнотой характеризующих исследуемый
объект (систему) относительно конкретной задачи исследования.

3.44 последствия
дефекта: Явления, процессы, события и состояния, обусловленные
возникновением дефектаПримечание — Критичность
дефекта — это совокупность признаков, характеризующих последствия
дефекта.

3.45 правила
эксплуатации: Специальные правила, установленные его
изготовителем в сопроводительной документации на товар.Примечание — В
соответствии с нормами ГОСТ
2.610 содержатся в руководстве по эксплуатации, включающим в
себя правила, в том числе: использования по назначению;
технического обслуживания и ремонта; хранения и транспортирования;
утилизации.

предельное
состояние:
Состояние объекта, в котором его дальнейшая
эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление
его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

[ГОСТ 27.002-2015, статья 3.2.7]

https://www.youtube.com/watch?v=upload

3.47 предмет
экспертизы: Фактические данные о качестве автомототранспортного
средства, которые устанавливает эксперт на основе своих специальных
познаний.Примечание —
Предопределяется объектом экспертного исследования и вопросами,
поставленными на разрешение экспертного исследования.

Оцените статью
BunTorg
Adblock
detector