Запрос котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2020 году

Чем отличается от обычного запроса котировок

Многие специалисты сейчас задаются вопросом, чем отличается открытый запрос котировок в электронной форме от других конкурентных процедур. Разница состоит в механизме определения победителя. Ответим на вопрос чуть подробнее. Победителем запроса котировок признается тот участник, который предложит минимальную стоимость поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При этом котировочная комиссия должна проверить такого участника на полное соответствие требованиям документации заказа и действующего законодательства. К примеру, в электронном запросе предложений для выявления победителя сравнивают не только цену, но и другие критерии исполнения контракта (например, опыт, квалификацию, производственные мощности).

Когда проводится запрос котировок в бумажном виде

По Федеральному закону от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», все конкурентные закупки по умолчанию будут проводиться в электронной форме, за исключением случаев, когда заказчик в Положении о закупки делает оговорку о проведении закупки в бумажной форме. Кроме того, закупки у субъектов МСП (местного самоуправления) должны проводиться исключительно в электронном виде.

Запрос котировок в электронном виде во многом гораздо удобнее бумажной формы. Сведения о закупках публикуются в открытом доступе на сайте госзакупок и ЭТП, и позволяют получать большее количество заявок на запрос. ЭТП позволяют участникам регулировать процесс на площадке и, тем самым, повысить прозрачность сделок.

Планируется постепенное увеличение процента закупок в электронном виде. Об этом свидетельствуют вышеуказанные изменения в

законе № 223

.

Порядок применения электронной процедуры не распространяется на следующие категории закупок:

  • заказы организаций, осуществляющих свою деятельность на территории иностранных государств;
  • оказание скорой (в т. ч. специализированной) медпомощи;
  • госзаказ в целях оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС.

Подводя итоги, можно отметить, что процедура имеет общие критерии и требования как в ФКС, так и в закупках отдельных юридических лиц. Но ввиду наличия «рамочных» отношений и индивидуальных требований коммерческого заказчика, участие в запросах котировок по 223-ФЗ может быть значительно сложнее по предоставляемой информации об участнике.

Когда проводится запрос котировок по 223-ФЗ

Заказчик в положении о проведении закупок закрепляет условия, когда он вправе провести запрос котировок в электронной форме.

При этом если по положению невозможно осуществить процедуру в электронной форме для определенной категории товаров, то такое решение заказчика можно оспорить в контрольных органах.

Одновременно с этим организатору стоит учесть, что если закупаемая продукция включена в перечень, который утвержден Постановлением Правительства № 616 от 21.06.2012, то такая закупка проходит исключительно в электронной форме.

Аналогичное правило действует на процедуру по 223-ФЗ, когда поставщик определяется только среди субъектов МСП.

Для того чтобы осуществить проведение запроса котировок в электронной форме (ЭЗК), закупка должна соответствовать критериям, установленным ч. 2 ст. 82.1:

  • НМЦК должна быть в пределах 500 000 руб.;
  • объем закупок, проводимых в виде котировок, должен быть не более 100 млн руб. и при этом не превышать 10 % от СГОЗ.

Сведения об электронном запросе котировок в обязательном порядке включаются в план-график. Для рассмотрения результатов процедуры создается либо котировочная, либо единая комиссия.

Отличия от 44-ФЗ

Федеральный Закон №44, как и 223-ФЗ, содержит указания по запросу, но между ними есть семь существенных отличий. Рассмотрим, чем отличается эта процедура в рамках этих законов:

  1. Важным отличием между этими двумя законами является то, что запрос по 44-ФЗ возможен лишь в бумажном виде, в то время как по 223-ФЗ, определение победителя преимущественно происходит в электронном виде.
  2. В рамках 223-ФЗ при подписании документов в электронном виде применяют усиленную квалифицированную подпись.
  3. Заказчик имеет право выбирать электронную площадку для проведения своего тендера.
  4. В соответствии со статьями 2 и 4 ФЗ № 223, заказчик в обязательном порядке разрабатывает и утверждает положение о закупке.
  5. В отличие от государственных торгов, в тендерах по 223-ФЗ предпочтение не обязательно отдается национальному поставщику.
  6. По 44-ФЗ строго запрещено указывать в описании предмета закупки данные по стране, производителю или товарному знаку, а по 223-ФЗ эта информация может указываться.
  7. Экспертиза полученных товаров или услуг при запросе цен в рамках 223-ФЗ не производится.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Имеют ли право коллекторы подать в суд — узнайте, могут ли коллекторы обратиться в суд

Также о проведение запроса котировок по 44 ФЗ через извещение можно узнать тут, а более детально о сроках, времени заключения и подписании контракта при запросе котировок по 44-ФЗ читайте в этом материале.

С чего начать

Чтобы провести запрос котировок в электронной форме в ЕИС в рамках закона о контрактной системе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Разместить на официальном сайте ЕИС извещение и проект контракта.
  2. Выявить победителя. Комиссия должна рассмотреть все ценовые предложения, которые участникам надлежит отправлять в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ, допускается отмена запроса котировок в электронной форме не позднее чем за 2 дня до момента окончания подачи заявок. В таком случае оператор ЭП возвращает все ранее поданные заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене ЭЗК с одновременным электронным уведомлением участника об отмене процедуры.

Заказчиков и участников привлекает краткосрочность, с какой проводится запрос котировок в электронной форме: сроки проведения такой процедуры с момента размещения извещения до окончания подачи заявок и подведения итогов — минимум 7 рабочих дней:

  • публикация извещения и проекта контракта в ЕИС — не позже чем за 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок;
  • рассмотрение — в течение 1 рабочего дня после окончания приема предложений.

Сроки проведения

Напомним, ранее заказчик в положении о закупке прописывал порядок проведения всего двух видов закупок: конкурса и аукциона. Другие виды он мог вносить в положение на свое усмотрение.

С 1 июля 2018 года, после вступления в силу изменений закона 223-ФЗ в положении о закупках заказчик должен указать уже четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок — и одну неконкурентную — закупку у единственного поставщика.

Для каждого из видов конкурентных закупок законодатель установил минимальные сроки проведения.

Способ закупки Минимальный срок
Конкурс 15 календарных дней
Аукцион 15 календарных дней
Запрос котировок 5 рабочих дней
Запрос предложений 7 рабочих дней

Обратите внимание: для аукциона и конкурса сроки сократились и исчисляются теперь в календарных днях.

В вашем положении могут быть предусмотрены бо́льшие сроки, но они точно не могут быть меньше, чем указаны в законе.

Содержание извещения о закупке и всей документации регламентируется соответствующими ст. 3.2 и ст. 4 закона 223-ФЗ. При проведении котировок между извещением и документацией стоит знак равенства. Требования прописываются непосредственно в извещении.

Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.

При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.

В новой редакции закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.  

Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или в меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.

В описании предмета закупки должны появиться его эксплуатационные, функциональные и технические характеристики, потребительские свойства. Закон требует полноты описания предмета и технического задания.

Главное условие, которое отличает конкурентную закупку от неконкурентной, — это то, что в описании предмета закупки не должно быть указаний на товарный знак, за исключением случаев, когда нет иного способа дать характеристики. Тогда заказчик упоминает товарный знак и тут же уточняет «или эквивалент», а при описании характеристик устанавливает параметры эквивалентности.

Исключение — когда заказчик хочет обеспечить совместимость с уже имеющимися товарами или закупить запасные части к имеющимся автотехнике или оборудованию. В таком случае заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалента.

В новой редакции закона 223-ФЗ закрепили предельные сроки отмены закупки: не позднее чем за день до окончания срока подачи заявок на участие в ней. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС.

Этот момент тоже претерпел изменения. Во-первых, участников ограничили в количестве заявок. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщик вправе подать только одну заявку. Сделать это можно в любое время с момента размещения до момента окончания срока подачи заявок.

Во-вторых, участник получил право изменить или отозвать уже поданную заявку до окончания срока подачи заявок. Но надо чтобы и организатор закупки увидел уведомление от поставщика до этого момента.

Законодатели узаконили право организатора закупки включать в документацию требование к участникам предоставлять обеспечение заявки и условия предоставления. Установлен ценовой порог, до которого заказчик не может требовать обеспечения, — 5 млн рублей.

«В положении о закупках у заказчика должно быть очень четко прописано, когда обеспечительная сумма не возвращается. И чем подробнее будет перечень ситуаций, тем меньше споров возникнет», — советует Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Налог УСН за 2 квартал 2020 года

Запрос котировок по 223-ФЗ – является одной из самых быстрых закупочных процедур, которая может быть проведена в течение 20 дней. Срок подписания договора строго не прописан. Это остается на усмотрение организаторов торгов. Они должны прописать сроки в положении.

Единственное ограничение – срок заключения соглашения не должен мешать праву участников оспорить незаконные действия или бездействие организаторов торгов. Так, сделка не может заключаться ранее 10 дней с момента определения победителя.

Сроки
Стандартные сроки Среди субъектов МСП В закрытой форме

Не менее 5 рабочих дней на подачу заявок, ч. 21 ст. 3.2.

Не менее 4 рабочих дня на подачу предложений.

При этом начальная (максимальная) цена договора не может превышать 7 млн руб., п. 4 ч. 3 ст. 3.4.

Сроки аналогичные.

При этом заказчик обязан пригласить поучаствовать в ЗК закрытым способом не меньше двух участников, которые способны исполнить условия договора. Вместе с приглашением заказчик также направляет документацию, статья 3.5.

Как разработать документы

Для того чтобы организовать электронный запрос котировок, заказчик должен подготовить соответствующее извещение и проект контракта на запрос котировок — электронный открытый и доступный каждому участнику (ч. 1, 3 ст. 82.2). В извещение организации-заказчику надлежит внести следующую информацию, полностью характеризующую запрос котировок по 44-ФЗ (статья 82.2), а именно:

  1. Адрес электронной площадки.
  2. Наименование, адрес и контакты заказчика, основные условия контракта, идентификационный код заказа, ограничения, преимущества для участников, дату и время окончания сроков подачи ценовых предложений, параметры определения победителя, обеспечение контракта (при необходимости) и проч. Полный список параметров представлен в ст. 42 закона о ФКС.
  3. Срок заключения контракта.

Указывать требование о предоставлении копии лицензии или наличие или отсутствие в РНП в извещении не допускается (пп. «а» п. 4 ч. 9, ч. 10 ст. 82.3).

Следующий шаг — проект контракта. Он должен быть разработан в соответствии с положениями ГК РФ, НК РФ и иных законодательных норм, а также согласно потребностям заказчика. В договоре должны быть прописаны все существенные условия, порядок его исполнения, ответственность сторон, а также возможность изменения договорных условий (ст. 34 и 95).

В обязательном порядке необходимо указать, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Заказчику для того чтобы провести электронную процедуру по 223-ФЗ в рамках закона «О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц», нужно составить извещение и проект контракта.

В извещении указывается информация в соответствии с ч. 10 ст. 3.2, ч. 9 ст. 4 закона № 223:

  1. Организационные данные заказчика.
  2. Сведения о предмете и условиях договора.
  3. Данные о самой процедуре заказа — способ закупки, адрес площадки, даты начала и окончания подачи, а также порядок предоставления ценовых предложений.
  4. Форма заявки.
  5. При необходимости — этапы проведения запроса котировок, требования об обеспечении заявки и исполнении договора, условие об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 закона № 223).
  6. Порядок внесения изменений в заявку.

В извещении в обязательном порядке указывается, что участниками заказа могут выступать любые физические и юридические лица, а также ИП, но при этом все они должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком (ч. 5 ст. 3).

Проект договора составляется в рамках действующего законодательства и в соответствии с потребностями заказчика. В договорные условия переносятся все требования, отраженные в извещении. Также необходимо определить ответственность сторон, правила формирования цены, порядок и сроки приемки результатов договора, а также порядок взаиморасчетов.

Далее доступна для скачивания документация — запрос котировок в электронной форме.

В соответствии с ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках отдельными видами юрлиц, заказчик вправе не готовить полностью документацию. Он может внести дополнительные данные в извещение и проект договора.

Извещение о запросе котировок — это документ, который объявляет о начале отбора исполнителей для заключения договора по результатам торгов.

Заказчик в своем сообщении об объявлении запроса котировочных цен обязан отразить все сведения, которые поможет исполнителю разобраться во всех нюансах и понять, соответствует ли он требованиям или нет. В частности, в соответствии с ч. 10 ст. 3.2, ч. 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ, в нем указываются следующие данные:

  1. Сведения о заказчике.
  2. Сведения о предмете договора и его условиях.
  3. Сведения о закупке.
  4. Форма заявки на участие.

Дополнительно можно закрепить такие положения:

  • этапы проведения процедуры при условии, что они прописаны в положении (ч. 24 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ). Например, этап — предквалификационный отбор;
  • размер обеспечения котировочной заявки при условии, что он установлен положением, НМЦД больше 5 млн руб. (ч. 25-27 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ);
  • требование об отсутствии информации об участвующих в ЗК в реестре недобросовестных поставщиков, согласно 223-ФЗ и Закону о контрактной системе (ч. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ);
  • требование об обеспечении исполнения договора. При этом необходимо указать, в частности, размер такого обеспечения и порядок его предоставления;
  • сведения о порядке и сроках внесения изменений в извещение;
  • сведения о порядке и сроках ответа на запросы о разъяснении положений извещения.

Порядок проведения конкурентных закупок

Приведем пошаговую инструкцию для заказчика по подаче запроса в электронной форме.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Размер госпошлины при подаче кассационной жалобы в Верховный суд РФ в 2019 году

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Как организовать электронный запрос котировок по 223-ФЗ

Разберем порядок проведения запроса котировок в электронной форме по 223-ФЗ. ЭЗК в рамках закона № 223 проводится в соответствии с ч. 3, 3.1 ст. 3 данного нормативного акта. Возможность его проведения заказчику необходимо прописать в положении о закупках. Также учреждению, организовывающему заказ, нужно свериться с перечнем товаров, работ и услуг, закупать которые можно только электронно (ч. 4 ст. 3 закона № 223, ПП РФ № 616 от 21.06.2012).

Сведения о предстоящем электронном запросе котировок надлежит включить в план закупок, опубликованный в ЕИС.

Так же, как и по нормам ФКС, при осуществлении процедуры в рамках закона «О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц» документацию разрабатывать не нужно, достаточно корректно заполнить извещение и подготовить проект контракта.

Запрос котировок в электронной форме через ЕИС осуществляется аналогично заказу в рамках закона № 44: сначала заказчик готовит извещение и проект контракта, а затем публикует их в ЕИС не позднее 5 рабочих дней до срока вскрытия заявок. После завершения приема ценовых предложений от поставщиков заказчик рассматривает документы, выявляет победителя и размещает в ЕИС необходимые протоколы (ч. 13, 14 ст. 3.2 закона № 223). В результате проведения процедуры заключается договор с победителем (ч. 15 ст. 3.2).

В том случае, если заказчик привел свое положение о закупке в соответствие с требованиями закона № 223 (ч. 3 ст. 4 505-ФЗ), он должен проводить процедуру с субъектами МСП только на тех площадках, которые утверждены РП РФ № 1447-р от 12.07.2018.

Как подать заявку на электронный запрос котировок

Основным плюсом участия в такой процедуре является существенная экономия денежных средств, поскольку в этом случае не требуется ни обеспечение заявки на участие, ни обеспечение исполнения контракта. Но перед тем как подать заявку на участие, важно убедиться, что планируемая прибыль от выигранного контракта будет выше затрат, которые связаны с его подписанием (это могут быть расходы на подготовку и доставку документов или на консультации сторонних организаций).

Заявка на участие в электронной процедуре должна полностью соответствовать требованиям извещения. В самой заявке должны быть представлены предложения участника о товарах, работах, услугах и о цене контракта (ч. 2 ст. 82.3 закона № 44).

Участник имеет право предоставить только одну заявку на запрос котировок в электронной форме. Документы можно подать в любое время с момента размещения извещения и до окончания срока подачи ценовых предложений (ч. 3, 4 ст. 82.3 закона № 44).

При этом исполнитель должен учесть, что подать документы может только тот участник, который зарегистрирован в ЕИС и аккредитован на ЭП (ч. 1 ст. 82.3). Участники, которые аккредитованы на ЭП до 01.01.2019 и информация и документы которых включены в реестр, могут не регистрироваться в ЕИС до 31.12.2019 (ч. 50 ст. 112).

Заявку надлежит подписать усиленной квалифицированной электронной подписью и направить оператору ЭП (п. 4 Письма Минфина РФ № 24-06-08/43650 от 25.06.2018).

Если участник является иностранным лицом, то при выборе ЭЦП ему нужно применять правила, закрепленные в Письмах Минфина и Минкомсвязи № 24-06-05/54209, № ОП-П15-085-18306 от 01.08.2018.

Оцените статью
BunTorg
Adblock
detector