Содержание оперы снегурочка краткое содержание

Неизвестная Снегурочка — интересные факты о внучке Деда Мороза. Новости. Первый канал

Слайд 1

Сочинение шло с лёгкостью и быстротой Автор(ы) либретто Николай Римский-Корсаков Первая постановка 29 января (11 февраля) 1882 год Место первой постановки Петербург, Мариинский театр композитор писал оперу летом 1880 года уехав из Петербурга в глухую русскую деревню. Через год, в 1881, опера была закончена. Опера «Снегурочка» Презентацию выполнил Тарасов Сергей 8 класс Учитель Дик О.А.

Слайд 2

Весеняя сказка СНЕГУРОЧКА (Весенняя сказка) Опера в четырех действиях с прологом Н. А. Римского-Корсакова на либретто композитора, основанном на одноименной пьесе А. Н. Островского.

Слайд 3

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Действующие лица: В прологе Весна-красна Меццо-сопрано Дед-Мороз Бас Девушка-Снегурочка Сопрано Леший Тенор Масленица (соломенное чучело) Бас Бобыль Бакула Тенор Бобылиха, его жена Меццо-сопрано

Слайд 4

Обратите внимание

ОБ ОПЕРЕ Бояре, боярыни и свита царя, гусляры слепые, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девки, берендеи всякого звания, обоего пола, лешие, цветы – свита Весны. Время действия: доисторические времена. Место действия: страна берендеев. Первое исполнение: Санкт-Петербург, 29 января (10 февраля) 1882 года.

Слайд 5

Содержание оперы снегурочка краткое содержание

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ История создания Обстоятельства создания «Снегурочки» хорошо известны. Н. А. Римский-Корсаков сам рассказал о них в «Летописи моей музыкальной жизни». Сказка А. Н. Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати.

Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879/80 годов он снова ее прочитал и на сей раз «точно прозрел на ее удивительную красоту». У композитора была толстая книга из нотной бумаги и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли.

Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения.

Слайд 6

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелёво. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все – пейзаж, пение птиц, обстановка – необычайно вдохновляли его на эту работу.

Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно» – писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание – 12 августа (заключительный хор).

Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». «О сочинении «Снегурочки» никто не знал, – писал композитор, – ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил».

Важно

Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и, наконец, 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

Слайд 7

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В «Снегурочке» Н. Римский-Корсаков очень тонко передал народный характер музыки.

Из подлинно народных мелодий, звучащих в «Снегурочке», можно назвать «Орел воевода, перепел подьячий» (в пляске птиц), в хоре «Веселенько тебя встречать, привечать» (в проводах масленицы) использован напев песни «А мы масленицу дожидаем», песня «Ай, во поле липенька» звучит в хорах I и III действий, песня Бобыля «Купался бобер» заимствована из народной песни «Ой, пала, припала молодая пороша».

Слайд 8

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Помимо цитирования русских народных песен и мелодий, композитор сочинил много собственных мотивов, которые очень естественно воспринимаются «как народные».

Известны даже упреки некоторых современных критиков, утверждавших, что тот или иной мотив есть народный, тогда как это была выдумка самого Римского-Корсакова. Доходило даже до того, что высказывалось мнение, будто композитор не в состоянии сам написать в таком стиле.

Содержание оперы снегурочка краткое содержание

Эти упреки раздражали композитора своей несправедливостью.

В ответ на один из них, в котором критик утверждал, что третья песня Леля написана на народный мотив, композитор не удержался и письменно ответил (в той же газете «Новое время», в которой была напечатана статья критика): «Мелодия “Песни Леля” не народная, а моего сочинения, но если автору рецензии известен народный мотив, тождественный с нею, то я просил бы указать его мне, что для меня, как занимавшегося много народными песнями, было бы крайне интересно».

Слайд 9

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В связи с этим уместно привести высказывание Римского-Корсакова, имеющее принципиальный характер: «Что касается до создания мелодий в народном духе, то несомненно, что таковые должны заключать в себе попевки и обороты, заключающиеся и разбросанные в различных подлинных народных мелодиях.

Могут ли две вещи напоминать в целом одна другую, если ни одна составная часть первой не походит ни на одну составную часть второй? Спрашивается: если ни одна частица созданной мелодии не будет походить ни на одну частицу подлинной народной песни, то может ли целое напоминать собою народное творчество?».

Если бы у Снегурочки был личный биограф, ему пришлось бы нелегко. Кем зимняя красавица на самом деле приходится Деду Морозу? Когда она первый раз вышла в свет, чтобы познакомиться с миллионами мальчишек и девчонок? В конце концов, когда у нее день рождения?

Январь 1937 года. Вот уже два года, как большевики отменили запрет на все ритуалы, связанные Новым годом. До этого их считали буржуазным пережитком. Теперь мечта каждого ребенка — попасть на главную елку страны в Колонный зал Дома союзов.

Наконец на сцене появляется Дед Мороз, но кто это с ним рядом? Дети лишь улыбаясь пожимали плечами. За годы без любимого праздника подросло уже целое поколение мальчиков и девочек, которые даже не слышали о том, кто такая Снегурочка.

Важно

О том, кем же приходится Снегурочка Деду Морозу, спорят до сих пор. Первые упоминания главной новогодней волшебницы можно найти еще в русском фольклоре — народная сказка о девочке, сделанной из снега. Правда, тогда ее называли Снежевиночка. И, как видно на дореволюционных новогодних открытках, речь шла именно о маленьком ребенке — внучке.

«Прототип Снегурочки появился в довольно позднее время, это 18-19-й век. Возник он в сказочной литературе, в сказочной прозе, среди народа.

Потом известный писатель Островский взял этот образ и создал великое произведение, откуда этот образ уже разнесся в массы», — рассказала заведующая отделом сохранения нематериально культурного наследия Государственного центра русского фольклора Ксения Маликова.

Именно Островский превратит внучку в юную девушку, вечно молодую и холодную сердцем, до поры до времени, конечно. Впрочем, грустный финал сказки не помешал Снегурочке стать любимым персонажем взрослых и детей.

Деревянный терем в самом сердце Костромы — официальная резиденция зимней волшебницы. Письма, точно такие же, как и Деду Морозу в Устюг, сюда привозят охапками со всей страны. Отвечают, разумеется, всем. Даже когда дом полон гостей. Их тут есть чем отвлечь: зимние игры, ледяная комната, коллекция новогодних елок.

Древние предания и истории для своей пьесы Островский собирал тоже тут, в окрестностях Костромы. Здесь же в конце 60-х будут снимать фильм «Снегурочка», для которого построят аж целую деревню у реки Меры. Беспрецедентный случай для советского кинопрома!

Томный взгляд, длинные ресницы и обязательно светлые косы. В новогодний сезон своя Снегурочка есть в каждом театре. Актриса Ксения Теплова в этом образе на детской елке для сотрудников МХТ уже пятый год. Только не думайте, что эта роль легче какой-нибудь драматической!

«Когда я первый раз выходила, у меня было такое ощущение, что меня сейчас съедят живьем. Потому что их много, они маленькие, они бегают вокруг орут, кричат», — рассказывает актриса МХТ Ксения Теплова.

Что удивительно, образ внучки Деда Мороза уникален. В новогодней и рождественской мифологии других стран нет ничего подобного.

К примеру, в Италии дарить детям подарки помогает добрая фея Бефана, правда внешне она скорее напоминает нашу Бабу Ягу.

Совет

Голландский Синтеркласс ходит в сопровождении Черного Питера. Персонаж этот несколько устрашающий: за спиной у него мешок с подарками для послушных детей, а в руках розги для детей непослушных.

Вместе с чешским Дедом Морозом, Микулашом, можно встреть аж целый дуэт: ангела в белоснежной одежде и лохматого чертенка. Первый раздает сладости, а второй — скучные картофелины.

И, тем не менее, все эти различия не так уж важны, ведь каждого из сказочников любят и ждут, в них верят. Ну или хотят верить!

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Действующие лица

Голос

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
Снегурочка сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги

Краткое содержание

В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

(Весенняя сказка)

Опера в четырех актах с прологом

 Либретто Н. А. Римского-Корсакова

Царь Берендей тенор
Бермята, ближний боярин бас
Весна-красна меццо-сопрано
Дед-Мороз бас
Девушка-Снегурочка сопрано
Бобыль Бакула тенор
Бобылиха, его жена меццо-сопрано
Лель, пастух альт
Купава, молодая девушка, дочь богатогослобожанина сопрано
Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева баритон
Первый бирюч бас
Второй бирюч тенор
Царский отрок меццо-сопрано
Леший тенор
Масленица, соломенное чучело бас
Бояре, боярыни и свита царя, гусляры, слепые, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девушки, берендеи всякого звания обоего пола, лешие, свита Весны — птицы, цветы.
Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Содержание оперы снегурочка краткое содержание

В начале семидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления.

«В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена.

Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н.

Обратите внимание

Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы».

Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) — враждебен суровый Мороз.

Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна-красна. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод.

Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима — долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев.

Содержание оперы снегурочка краткое содержание

Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять ее в дочки.

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? – люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин.Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической “сущности”.

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) – некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении – колледже) – даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти.

Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух.

4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику “СОЛЬФЕДЖИО”. Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин.  Все напетые 94 номера.


ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет “Элементарная теория музыки” в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса

Краткое содержание оперы Снегурочка Римского-Корсакова для читательского дневника

Действие оперы происходит в сказочной стране берендеев.

Пролог

Появляется Весна, она повествует о том, что 16 лет назад стала супругой деда Мороза и матерью девочки-Снегурочки. С тех пор царство берендеев живет в постоянном холоде, ведь ревнуя, Ярило-Солнце скупо дарит свое тепло и свет. Деду Мороз готов оставить землю берендеев, но беспокоится о Снегурочке, зная, что Ярило хочет заронить в ее сердце жар любви, который погубит бедняжку.

В конце концов, Мороз и Весна решают отправить Снегурочку к берендеям. Это радует дочку, которую давно влекут песни пригожего пастуха Леля. Поручив Снегурочку заботам Лешего, Мороз и Весна уходят.

Появляются берендеи празднующие проводы Масленицы. Бобыль с Бобылихой, примечают Снегурочку и забирают себе в дочки.

1 действие

В деревне Снегурочке нравится пастух Лель. Лель исполняет для нее песню и получает в дар цветок, но услышав зов, бросает подарок и спешит к другим девушкам. Появляется красавица Купава, рассказывая огорченной Снегурочке о женихе Мизгире и предстоящей свадьбе.

По давнему обычаю, жених должен выкупить будущую жену у подружек. Но взгляд Мизгиря во время свадебного обряда, останавливается на Снегурочке. Сраженный красотой, жених отказывается от невесты. Опозоренная Купава, в отчаянии отправляется искать правды у царя Берендея.

2 действие

Царский терем. Все прославляют царя, но Берендей обеспокоен, ведь солнце за что-то рассержено на берендеев. Чтобы умилостивить Ярилу, Берендей хочет отметить наступление лета свадьбами всех влюбленных пар царства.

Содержание оперы снегурочка краткое содержание

В слезах, вбегает Купава и падает в ноги царю, прося заступничества и наказания для ее обидчика. Разгневанный Берендей обрекает Мизгиря на вечное изгнание, но увидев красоту появившейся Снегурочки, меняет свой приговор.

Если Мизгирь до рассвета Ярилина дня сумеет разжечь сердце Снегурочки, она будет отдана ему в жены.

3 действие

Лес в царстве берендеев накануне Ярилина дня полон парней и девушек, водящих хороводы и поющих песни. За пение, Берендей приглашает Леля избрать девушку, которая в награду поцелует его.

С томлением Снегурочка ждет, что пастух остановит свой выбор на ней, но избранница Леля- красавица Купава. Снегурочка в одиночестве тоскует и мечтает о молодом пастухе. Появившийся Мизгирь, влюбленными речами смущает Снегурочку.

Отчего девушка убегает прочь. 

4 действие

Содержание оперы снегурочка краткое содержание

На рассвете Снегурочка ждет свою мать. Пришедшая Весна-красна, внимает мольбам дочери и надевает на нее волшебный венок, дарящий способность любить.

Повторная встреча Снегурочки с Мизгирем, будит в ней ответное горячее чувство. Появляются народ во главе с царем. Влюбленный Мизгирь просит Берендея благословить брак со Снегурочкой. Неожиданно, луч солнца падает на Снегурочку, растапливая ее. Безутешный Мизгирь кидается в озеро.

Но мудрый царь Берендей знает – после смерти Снегурочки солнце вновь вернется в Берендеево царство, даря берендеям счастье и благоденствие.

Опера учит любить родную природу, воспевая ее великолепие в самых ярких красках, ценить окружающую красоту и великое чувство любви, оживляющее все на своем пути.

Читать краткое содержание Опера Римского-Корсакова – Снегурочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

  • ЖитковБорис Житков родился в интеллигентной семье, преподавателя и пианистки. Произошло это 30 августа 1882 года. У них дома всегда были гости, ученые, музыканты и поэты. Когда Борису исполнилось 7 лет, семья переезжает в Одессу.
  • Краткое содержание Зощенко Ученая обезьянкаРассказ М.М. Зощенко « Ученая обезьяна» повествует об одном клоуне, у которого была ученая обезьяна. Эта обезьяна могла посчитать и показать хвостом количество тех предметов, животных, птиц, которое она видела.
  • Краткое содержание Готорн Алая букваДействия романа разворачиваются в пуританском городе Северной Америке XVII века. В произведение описывается жизнь молодой женщины Эстер Прин. Так вышло, что Эстер забеременела и родила при неизвестных обстоятельствах
  • Краткое содержание Носов Мишкина кашаГлавные герои рассказа – ребята Коля и Миша. Мама Коли вынуждена уехать на пару дней. Она считает, что ее сын уже взрослый, а потому его можно оставить дома одного. Для того, чтобы мальчик было, что есть, мама учит его правильно варить кашу.
  • Краткое содержание Кисель Салтыкова-ЩедринаКухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. Господа с удовольствием отведали кушанье, да и деток своих накормили. Всем понравился кисель, он был очень вкусным. Поварихе наказали каждый день готовить это блюдо

Пролог

Появляется Весна, она повествует о том, что 16 лет назад стала супругой деда Мороза и матерью девочки-Снегурочки. С тех пор царство берендеев живет в постоянном холоде, ведь ревнуя, Ярило-Солнце скупо дарит свое тепло и свет.Деду Мороз готов оставить землю берендеев, но беспокоится о Снегурочке, зная, что Ярило хочет заронить в ее сердце жар любви, который погубит бедняжку.

Действие оперы происходит в волшебной стране короля Берендея.

Начало весенней поры. Ближе к полуночи появляется Весна – красна, она сообщает о событиях шестнадцатилетней давности, когда она вышла замуж за деда Мороза и родила доченьку – снегурочку. С того момента жители берендейцы, не знают тепла, живут в постоянной стуже, ведь ревнивец Ярило – Солнце не очень то балует их солнечным теплом. Он недоволен браком Весны, он хотел бы видеть ее своей женой.

Мороз планирует уйти с царства берендеев, но очень переживает о своей дочери Снегурочке, подозревая, что Ярило решил загубить девушку, запустив в ее сердце любовь.

В итоге родители принимают решение послать свою дочурку к простым людям. Снегурочка счастлива, ей давно нравится симпатичный пастух Лель, поющий замечательные песни. Оставив дочь на попечение Лешему, родители уходят.

Люди отмечают Масленицу, Бобылиха и Бобыль видят Снегурочку, и берут ее к себе на воспитание. 

Живя среди людей, Морозова дочка, влюбляется в пастуха Леля. Он поет для нее, и она одаряет его цветком. Далее появляются девушки, и юноша, роняя подарок, спешит к ним. Снегурочка расстроена. Приходит девушка Купава, сообщает ей о своей готовящейся свадьбе с возлюбленным Мизгирем.

Появляется Мизгирь, и следуя свадебному обычаю, собирается отдать выкуп за свою будущую жену, но волей случая его взгляд натыкается на прекрасную дочь Весны. Он бросает свою невесту и спешит понравиться Снегурочке. Купава, не стерпев позора, решает свести счеты с жизнью, но Лель ее останавливает.

Люди разочарованы поступком Мизгиря, и советуют брошенной невесте просить помощи у берендейского царя.

Совет

Царские палаты, подданные восхваляют своего правителя. Царь взволнован, результатом недовольства Ярилы – Солнца. Чтобы его разжалобить, государь решает отпраздновать день Ярилы, бракосочетаниями всех неравнодушных пар королевства.

Забегает Купава, плача, она рассказывает царю, о предательстве жениха, и требует найти на него управу. Берендей прогоняет Мизгиря на веки вечные, но тот не противится, желает только, чтобы государь взглянул на Снегурочку. Берендей увидел девушку и обомлел от ее красоты.

Он говорит горе – жениху, что если у того получится зажечь огонь любви в сердце Снегурочки до утра, то он может взять ее в жены.

Вечер, молодые люди веселятся, поют песни, танцуют. Берендей предлагает Лелю выбрать девушку, в награду за его пение, парень спешит к Купаве. Снегурочка очень расстроена. Мизгирь сладкими речами, пытается растопить ее сердце, но она смущенно уходит прочь.

Берендей уверен, что теперь – то солнце вернется в его владения. В связи с гибелью девушки, у Ярилы уже больше нет повода для злости.

Данное произведение, учит быть более ответственными к такому чувству, как любовь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн В недрах землиВсе начинается в Гололобовской шахте с шестичасового свистка. Сотни две человек толпятся у входа в ламповую. После осмотра люди проходят в “галерею”, где и происходит обмен сменами и поднятие угля наружу.
  • Краткое содержание Балета БаядеркаВ первой части рассказывается про воинов, которые решили пойти на охоту и приглашают с собой самого знаменитого и популярного воина по имени Солор
  • Краткое содержание Юнона и Авось рок опера РыбниковПод впечатлением романтической любви русского путешественника Николая Резанова и испанской девушкой Кончитой Аргуэльо, Андрей Вознесенский написал поэму “Авось”. События, описанные в поэме, взяты из реальной жизни.
  • Краткое содержание Пиранделло ЧерепахаДруг мистера Мишкоу преподнес в подарок ему черепаху, которая приносит счастье. Мишкоу принёс животное домой и положил на ковёр. Пришли его дети. Они не были рады подарку. Сын и дочь Мишкоу были похожи на свою мать.
  • Краткое содержание Лев Толстой АльбертНачинается рассказ с того, как на праздник в Петербург приехала компания, состоящая из пяти человек. Делесов (один из ребят) захотел покинуть друзей, но в тот момент

Краткое содержание оперы Снегурочка Римского-Корсакова (2)

Пролог

Действие оперы происходит в доисторическое время в стране берендеев. Действующие лица: Весна-красна, Мороз, ближний боярин Бермята, Бакула, пастух Лель, Берендей. В сценах участвуют также Снегурочка, Купава, Мизгирь, Леший и прочие. Произведение написано по одноименной сказке Островского.

Содержание оперы снегурочка краткое содержание

Римский-Корсаков впервые познакомился с произведением Островского в начале семидесятых годов 19-го века. Надо сказать, что тогда сказка не произвела на композитора особого впечатления. В конце семидесятых годов Римский-Корсаков перечитал ее снова.

И тогда, как говорит сам композитор, “словно прозрел на удивительную ее поэтическую красоту”. Летом 1880-го он приступил к сочинению оперы. Впоследствии композитор вспоминал, что ни одно произведение не было написано им с такой легкостью и быстротой, как опера “Снегурочка”.

Он говорил о том, что музыка к его сказке была настолько удивительна, что он и представить не мог ничего более подходящего и исключительно живо выражающего всю поэтичность языческого русского культа.

Постановка по мотивам сказки Островского являет собой прославление животворных могущественных природных сил, которые несут людям счастье. Идея произведения уходит корнями в народную поэзию. В постановке, кроме того, воплощена мысль о величии силы искусства.

В постановке реальный мир противопоставлен фантастическому, олицетворяющему, как говорил сам композитор, “периодически выступающие, вечные силы природы”. Пастух Лель, Снегурочка, Берендей являются персонажами полуреальными, полуфантастическими.

“Творческому началу, зарождающему в людях и природе жизнь” противопоставлен суровый Мороз. Дочь Весны и Мороза – Снегурочка – тянется всей душой к солнцу, людям. Композитор правдиво, очень художественно показывает торжество тепла и любви, приводя девушку к гибели.

Такова идея и краткое содержание оперы “Снегурочка”. Далее следует рассказать более подробно о самом повествовании.

Сюжет оперы “Снегурочка” разворачивается в лунную ночь. На землю в окружении свиты птиц опускается Весна-красна. В стране царит холод, лес укрыт снегом. 15 лет назад у Мороза и Весны появилась на свет дочь – Снегурочка.

С того самого времени Ярило-солнце, разгневавшись, стал давать земле мало тепла и света; зима стала суровой и долгой, а лето – коротким. На сцене появляется Мороз, обещающий Весне покинуть царство.

Важно

Но оставлять одну дочь было опасно – Ярило только и ждал, чтобы зажечь в душе девушки огонь любви, который растопит ее, и она погибнет. Родители решают отправить Снегурочку к бездетному Бакуле-бобылю, в слободку Берендеевку. Девушка счастлива – ее давно привлекает к людям чудное пение пастуха Леля.

Мороз и Весна уходят, поручив охранять свою дочь Лешему. Приближается толпа берендеев. Они веселы – провожают Масленицу и приветствуют приход весны. Появляется из лесной чащи Снегурочка. Бобыль рад ее просьбе взять ее себе в дочери.

Мизгирь и Купава

По просьбе Снегурочки Лель поет ей песни, но, услышав зов подружек, он убегает, бросая цветок, подаренный ею. Девушка обижена. В это время к Снегурочке подходит Купава, влюбленная в Мизгиря.

Она спешит поделиться своим счастьем, говорит о том, что вскоре должна состояться их свадьба. По старинному обычаю Мизгирь должен выкупить свою невесту у подружек. Но появившись и увидев Снегурочку, он, плененный красотой девушки, отказывается от Купавы.

Возмущенный таким поведением Мизгиря народ советует Купаве попросить заступничества у справедливого и доброго царя Берендея.

Царский дворец

Мудрого Берендея славят гусляры. Но на душе у царя неспокойно: Ярило разгневался на берендеев за что-то. Чтобы смягчить грозное божество, Берендей решает на следующий день обвенчать всех женихов и невест. В это время к царю вбегает Купава и рассказывает о своем горе. Негодующий Берендей приказывает привести Мизгиря к нему и осуждает юношу на вечное изгнание.

Молодой человек не оправдывается, а лишь просит царя посмотреть на Снегурочку. Красота девушки поражает Берендея. Царь узнает, что Снегурочке не ведомо чувств любви, понимает, за что разгневан Ярило. Берендей решает объявить о том, что тот юноша, который сможет зажечь чувство в душе девушки до рассвета, получит ее в жены.

Мизгирь клянется, что сможет сделать так, чтобы Снегурочка его полюбила, и просит отсрочить изгнание.

Лель и Купава

Следующее действие происходит в заповедном лесу. На поляне догорает заря, Берендей с народом справляет наступление лета. Лель поет песни. В награду за них Берендей предлагает юноше выбрать себе девушку по сердцу. Пастух подходит к Купаве, что до слез огорчает Снегурочку. Появляется Мизгирь. Он взволновано обращается к Снегурочке, говорит ей о своей любви.

Но девушка ответить на его чувства не может. В этот момент Леший преграждает путь Мизгирю, заколдовывает лес и дразнит молодого человека призраком очаровавшей его девушки. Лель и Купава выходят на опустевшую поляну. Девушка нежно благодарит пастуха за то, что тот избавил ее от позора. Увидевшая эту сцену Снегурочка в отчаянии.

Содержание оперы снегурочка краткое содержание

Она спешит к матери Весне, чтобы попросить сердечного тепла.

Ярилина долина

Опера “Снегурочка” завершается сценой на рассвете. Весна надевает на дочь волшебный венок. С этого момента девушка знает чувство любви и, встретившись снова с Мизгирем, отвечает ему на пылкое признание взаимностью. Однако скоро должно взойти солнце и Снегурочка, помня наставления своих родителей, торопит возлюбленного скорее бежать от лучей Ярилы, которые могут ее погубить.

В это же время в долине появляется Берендей со своей свитой. С первыми лучами солнца царь благословляет невест и женихов. В долине появляются Мизгирь и Снегурочка. Девушка говорит о возникшем в ее душе чувстве. Но счастье ее длится недолго – дочь Мороаза и Весны, узнав любовь, стала уязвимой для Ярилы. Солнечный луч, рассекая туман, падает на девушку.

Снегурочка, даже предчувствуя свою гибель, с благодарностью обращается к матери за подаренное ей чувство любви. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Народ в долине поражен. Однако мудрый Берендей понимает, что существование Снегурочки нарушало законы природы. С ее гибелью Ярило не будет больше сердиться и вернет стране тепло и солнце, и жизнь в царстве снова станет счастливой.

Пастух Лель и с ним весь народ воспевают хвалебные песни Солнцу.

Музыка

(Весенняя сказка)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Эскизы к постановке Декорации к опере «Снегурочка», выполненные по эскизам Васнецова, являлись наиболее интересными из всего множества представленных иллюстраций. Сначала художник оформил спектакль по пьесе Островского в начале 1882-го года.

Спустя три года Васнецов стал оформителем оперной постановки в театре Саввы Мамонтова. При создании эскизов Васнецов использовал архитектурные элементы древнерусского зодчества, мотивы народных вышивок, росписи и резьбы по дереву.

Художник, используя своеобразные приемы, создал достаточно гармоничный образ царских палат, представив их ярко и живописно. Основой для костюмов служил домотканый белый холст.

Слышатся рожки пастухов (в оркестре соло деревянных духовых). Сходятся слобожане. Среди них Бобыль. Появляется Лель, играя на рожке. Бобыль Бакула знаком приглашает его к себе на ночлег.

Лель поет свою первую — протяжную — песню («Земляничка-ягодка под кусточком выросла»). Снегурочка, почти плача, кладет свою руку на плечо Леля. Тогда Лель заводит свою вторую — плясовую — песню («Как по лесу лес шумит»).Он кончает петь и видит, как в глубине сцены показываются несколько девушек и манят его к себе (звучит их короткий хор «Лель, Лель!»).

В те же годы складывается абрамцевский художественный кружок, живой очаг нового понимания русской красоты; молодой Михаил Врубель, будущий сотрудник Римского-Корсакова и тонкий ценитель его творчества, работает над росписями Кирилловской церкви в Киеве, предвещающими наступление новой эпохи, а другой любимый художник Римского-Корсакова, Михаил Нестеров, создает своего «Пустынника», представляющего то же органическое слияние лирического, эпического, сказочного, древнего и современного, которым отмечена корсаковская «Снегурочка».

Таким образом, с созданием «Снегурочки» творчество Римского-Корсакова, как раньше творчество Мусоргского и Бородина, возглавило новый этап «исканий родной красоты» (И. Э. Грабарь), обозначившийся в изобразительном искусстве со второй половины 80-х — начала 90-х годов, а в музыке — со значительным опережением.

Наконец, именно «Снегурочке» посвящены самые поэтические, душевно открытые строки в «Летописи моей музыкальной жизни».

«…Кто не любит моей „Снегурочки“, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», — писал композитор жене в 1893 году, после московской премьеры оперы — по существу первого настоящего исполнения «Снегурочки», когда она прозвучала полностью, без купюр, в должных темпах и с должным сочувствием исполнителей замыслу автора.

Премьера в Мариинском театре, состоявшаяся десятилетием ранее, принесла композитору главным образом разочарование — неудачной постановкой, небрежностью исполнителей, снисходительно-презрительным отношением к опере руководителя постановки Э. Ф. Направника и критиков, неадекватным восприятием концепции сочинения в дружеском кругу.

One more step

https://www.youtube.com/watch?v=MUhW9quT48Y

С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора. ПРОЛОГ Начало весны. Оркестровое вступление рисует картину последней зимней ночи.

Красная Горка (сказочное место, где происходит действие) покрыта снегом.

Место вокруг дремучее: направо кусты и редкий безлистый березняк, налево сплошой частый лес из больших сосен и елей, ветви пригнулись под тяжестью лежащего на них снега. В глубине, под горой, течет река.

СНЕГУРОЧКА

(Весенняя сказка)

Либретто Н. А. Римского-Корсакова

Царь БерендейБермята, ближний бояринВесна-краснаДед-МорозДевушка-СнегурочкаБобыль БакулаБобылиха, его женаЛель, пастухКупава молодая девушка, дочь богатогослобожанинаМизгирь, торговый гость из посада БерендееваПервый бирючВторой бирючЦарский отрокЛешийМасленица, соломенное чучело тенорбасмеццо‑сопранобассопранотенормеццо‑сопраноальтсопранобаритонбастенормеццо‑сопранотенорбас

4 действие

Опера Снегурочка, Римский-Корсаков: краткое содержание

(Весенняя сказка)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

СНЕГУРОЧКА

(Весенняя сказка)

Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В начале семидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления.

Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

По просьбе Снегурочки пастух Лель поет ей, но, заслышав зов веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. Девушка обижена. К ней подходит Купава: она спешит поделиться своим счастьем — ее любит пригожий Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Вот и сам жених, явившийся с богатыми дарами.

По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь, плененный ее красотой, отказывается от Купавы. Обманутая невеста в слезах обращается к пчелкам и хмелю с мольбой наказать обидчика.

Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.

Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь сердце девушки.

Догорает вечерняя заря. Берендей на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку.

Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки.

Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на нее волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью. Скоро взойдет солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит возлюбленного бежать от гибельных для нее лучей Ярилы. Но в долину спускается Берендей со свитой.

При первых лучах восходящего светила царь берендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мороза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку.

Содержание оперы снегурочка краткое содержание

Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование Снегурочки было нарушением законов природы; с ее чудесной кончиной Ярило перестанет сердиться, и в стране восстановится счастливая жизнь.

Лель, а за ним весь народ, запевает хвалебный гимн Солнцу.

МУЗЫКА

«Снегурочка» — самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок.

Бородин.

Оркестровое вступление к прологу — красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки; суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц.

В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя.

Колоритная обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» — народного происхождения.

Первый акт открывается протяжной песней Леля «Земляничка-ягодка» и веселой плясовой «Как по лесу лес шумит». Ариетта Снегурочки «Как больно здесь» проникнута настроением нежной грусти. Рассказ Купавы «Снегурочка, я счастлива» передает восторженное, порывистое чувство. Ариозо «Пчелки, пчелки крылатые» выдержано в духе народных причетов.

Во втором акте, наряду с хоровыми эпизодами, значительное место занимают сцены-диалоги. Неторопливая величаво-спокойная песня гусляров «Вещие, звонкие, струны рокочут» напоминает старинные эпические напевы.

В дуэте Берендея с Купавой «Батюшка, светлый царь!» сбивчивая, взволнованная речь Купавы оттеняется ласковыми и спокойными репликами царя. Торжественно, эпически величаво звучит гимн берендеев «Привет тебе, премудрый».

Третий акт начинается большой массовой сценой. Девушки и парни поют веселую хороводную песню «Ай, во поле липонька», Бобыль лихо отплясывает под разудалый напев «Купался бобер» (обе темы народные).

«Пляска скоморохов» — виртуозный симфонический эпизод, изобилующий яркими оркестровыми красками, увлекательными ритмами. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» начинается пастушьим наигрышем кларнета; на его фоне возникает широкая, привольная мелодия.

Вдохновенно звучит лирическое ариозо Мизгиря «На теплом синем море».

Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. Нежно-ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна моя не страхом» льется свободно и легко.

В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Совмещение по нескольких должностям одновременно
Оцените статью
BunTorg