Обратите внимание на новый срок выдачи путевых листов с 1 марта
До отмены приказа Минтранса от 30.06.2000 № 68 все автовладельцы-предприниматели, чтобы выписать путевой лист, применяли форму ПГ-1, утвержденную этим нормативным актом. После его отмены до 2013 года нужно было использовать бланки формы 4-П или 4-С, введенные в документооборот постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. А с 2013 года с принятием закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ необходимость использовать унифицированные формы отпала.
Теперь предприниматели могут самостоятельно разрабатывать свой бланк путевого листа. Создавать его нужно, соблюдая требования приказа № 152 и закона № 402-ФЗ.
Вопросы оформления путевого листа с учетом последних изменений мы обсуждаем в нашей группе в «ВК». Присоединяйтесь!
Выбор формы путевого листа нужно закрепить.О том, как это сделать, читайте здесь.
В качестве бланка путевого листа грузового автомобиля можно взять форму 4-П, введенную в документооборот постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Путевой лист грузового автомобиля, составленный на основе этой формы, применяется для начисления бухгалтерией зарплаты водителю в рамках повременного тарифа. Как правило, этот документ нужен в тех случаях, когда водитель грузовика выполняет работу для 1–2 заказчиков за смену.
Также можно задействовать утвержденный Госкомстатом в отмеченном выше постановлении бланк путевого листа формы 4-С. Применяется он для компенсации услуг водителя в порядке сдельного выполнения работы, связанной с перевозками.
Оба бланка путевых листов грузовых автомобилей, утвержденные Госкомстатом, не являются обязательными для использования. Допускается самостоятельная разработка форм таких бланков. Однако обе формы — и 4-П, и 4-С — создавались с учетом включения в них реквизитов, обязательных для путевых листов грузовых автомобилей, и поэтому удобны для применения.
Об оформлении документа, утверждающего выбранную форму бланка, читайте здесь.
Перечень обязательных реквизитов путевого листа содержит приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152. На протяжении 2017-2019 годов он менялся не однажды.
В начале 2017 года в его текст были внесены следующие изменения (приказ Минтранса России от 18.01.2017 № 17), вступившие в силу с 26.02.2017:
- в заголовочной части путевого листа больше не требуется проставлять печать или штамп владельца транспортного средства;
- обязательным стало указание в путевом листе даты и времени проведения предрейсовой (или предсменной) проверки технического состояния транспортного средства уполномоченным на это техническим специалистом с удостоверением этой записи подписью проверяющего (с ее расшифровкой).
С 15.12.2017 обязательно указание основного регистрационного номера юрлица или ИП (приказ Минтранса от 07.11.2017 № 476).
С 01.03.2019 не требуется заверять штампами дату и время выезда ТС и показания одометра, а также отметки о медосмотре водителя (приказ Минтранса 21.12.2018 № 467).
Однако эти изменения не требуют доработки унифицированных бланков, поскольку:
- Штамп или печать в заголовочной части на месте, отмеченном как предназначенное для их проставления, можно просто не ставить.
- Место для записи о том, что автомобиль технически исправен, в бланке предусмотрено и содержит поля для подписи ответственного лица (механика) и ее расшифровки. Нужно только дополнительно проставлять здесь же дату и время осмотра.
- ОГРН можно вписать к сведениям об организации.
- Штампы в отметках о дате и времени выезда и о медосмотре тоже можно не проставлять.
Таким образом, несмотря на изменение требований к обязательным для отражения реквизитам, оба бланка можно продолжать использовать без доработки.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.03.2019 путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять ПЛ на месяц нельзя.
Выписывать один путевой лист на несколько поездок в разные рабочие дни или смены больше нельзя. По новым правилам их нужно оформлять перед:
- каждым рейсом – если рейс длиннее рабочей смены или рабочего дня;
- началом первого рейса – если рейс короче смены или дня и в течение дня у водителя один или несколько рейсов.
Как указывать в путевом листе срок действия, зависит от длительности рейса. Если продолжительность рейса не превышает рабочего дня, срок действия путевого листа будет в рамках одной даты. Если же длительность рейса превышает один рабочий день, в сроке действия укажите дату начала рейса и дату его окончания (п. 4 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).
Законодательство не обязывает организации использовать какую-то строго установленную форму документа. Разрешено ее разработать индивидуально для своей компании и закрепить в учетной политике.
Основой же может послужить унифицированный бланк, представленный в приложении к Постановлению Госкомстата № 78 от 28.11.1997.
Важным является полнота необходимых реквизитов. Наличие обязательных пунктов, которые должны присутствовать в путевом листе, обусловлены требованиями:
- Приказа транспортного ведомства № 152 от 18.09.2008 г.;
- ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
А именно:
- наименование организации, которая составила лист;
- название документа;
- дата оформления;
- сведения о транспортном средстве, водителе, сроке действия документа;
- должности, подписи и расшифровка подписей ответственных лиц.
Обязательно ли нужно составлять путевые листы на грузовой автомобиль
Оформление данных документов — процедура, обязательная для фирм, которые оказывают услуги в сфере перевозок на различных типах городского транспорта и на автомобилях: соответствующие предписания содержит п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ.
Для чего нужны путевые листы бухгалтерам
Путевой лист грузового автомобиля может потребоваться компании не только в силу требований закона. Он также используется в бухгалтерии — как первичный документ.
Используя сведения, фиксируемые в путевых листах грузовых автомобилей, бухгалтеры:
- начисляют зарплату работающим в фирме водителям, исходя из объема выполненной ими работы;
- списывают расходы фирмы на ГСМ, уменьшая на них налоговую базу по прибыли или УСН-налогу;
См. статью «Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2019-2020 годах».
- при необходимости компенсируют расходы на бензин сотрудникам, использующим личный автомобиль в работе.
В персональные обязанности бухгалтера может входить обеспечение хранения путевых листов грузовых автомобилей, в ряде случаев — ведение специализированного журнала учета соответствующих документов.
Сведения одометра вносите иначе
Одо́метр (др.-греч. ὁδός «дорога» μέτρον «мера»), в просторечии счётчик — прибор для измерения количества оборотов колеса. При помощи него может быть измерен пройденный транспортным средством путь.
Показания одометра теперь нужно вносить в путевой лист только при выезде транспортного средства с парковки, предназначенной для стоянки транспортного средства. По старым правилам данные отражали при выезде и заезде на парковку. Но организация по-прежнему вправе проставлять на путевом листе показания одометра при заезде на парковку. На путевом листе допустимо размещать дополнительные реквизиты (если нужно).
Образец заполнения путевого листа в 2020 году
Где же посмотреть путевой лист грузового автомобиля — образец заполнения 2019-2020? Предприниматели довольно часто не только испытывают затруднения в выборе бланка путевого листа, но и не знают, как правильно заполнить хоть какой-нибудь из бланков путевого листа. Поскольку традиционной для оформления путевого листа считается форма ПГ-1, мы приводим образец ее заполнения на нашем сайте.
Здесь предложены образцы нового путевого листа легкового автомобиля 2020 года.
Особенности заполнения документа прописаны в пунктах 9-18 Приказа Минтранса № 152.
Обязательно указывается порядковый номер в соответствии с хронологией и журналом учета, а также прописываются сведения:
- О владельце ТС:
- правовая форма юридического лица;
- наименование компании;
- ОГРН, местонахождение и телефоны.
- Об автомобиле:
- тип ТС (легковой) и модель;
- реквизиты номерного знака;
- показания километража пробега (одометра), которые снимаются в момент выезда с места парковки и при возвращении на нее по окончании смены;
- дата и время с фиксацией часов и минут выезда и возвращения;
- дата и точное время прохождения технического контроля автомобиля, предваряющего выход в рейс.
- О водителе, который допущен к эксплуатации ТС в рабочую смену:
- ФИО;
- данные прохождения осмотра медика перед рейсом и после с указание точной даты и времени.
Свою особенность заполнения имеют путевые листы, которые заполняются на один автомобиль и нескольких водителей, управляющие в течение дня посменно. Тогда начальные дата, время и показания километража прописываются в лист того из водителей, кто первым выезжает с парковки, а конечные данные – в лист заезжающего на парковку.
Отразите в путевом листе маршрут движения легкового автомобиля с указанием пунктов следования, расхода бензина в соответствии с показаниями приборов и фактических затрат.
Период действия путевого листа может быть, согласно п. 4 приказа Минтранса от № 152:
- один трудовой день, когда водитель за его продолжительность совершает один и более рейсов. В документе фиксируется дата (ЧЧ, ММ, ГГГГ);
- срок более одного рабочего дня в соответствии с длительностью рейса. Указываются даты его начала и окончания.
Кто заполняет путевой лист?
- На каждое из средств передвижения, допущенных к эксплуатации, заполняется индивидуальный путевой лист, действующий одну смену. Если выход в рейс связан с командировкой продолжительностью более одной рабочей смены, то выдается на более длительный срок. Производится это диспетчером или иным лицом, назначенным приказом по организации, как ответственным за составление и учет путевых документов. В случае эксплуатации автомобиля несколькими водителями рекомендуется на каждого из них оформить отдельный документ.
- Перед выездом автомобиля с парковки и при возвращении на неё в конце рабочего времени ответственное лицо указывает в путевом листе точные сведения о дате, времени и показания прибора учета пробега (одометра).
- Обязательными являются и отметки медработника, допустившего водителя в рейс по результатам предварительного и послерейсового осмотра.
- Контролер отмечает в документе пункт о техническом состоянии транспортного средства перед началом эксплуатации.
Все подготовленные листы фиксируются в журнале учета и впоследствии хранятся в течение пяти лет.