Результаты инвентаризации

Отражение в учете недостач.

Нужно отметить, что недостачи материалов в пределах норм естественной убыли относятся на расходы учреждения (либо на затраты), а сверх норм – на виновное лицо.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены недостачи, выявленные в ходе инвентаризации:

по имуществу

0 209 71 560 (000)

0 209 72 560 (000)

0 209 73 560 (000)

0 209 74 560 (000)*

0 401 10 172

по денежным средствам

0 209 81 560 (000)

0 201 34 610 (000)

по денежным документам, иным финансовым активам

0 209 82 560 (000)

0 401 10 172

    * При недостаче материальных запасов сверх норм естественной убыли.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание недостач материальных запасов в пределах норм естественной убыли*

0 109 хх 272

0 401 20 272

0 105 хх 440 (000)

Списание объектов нефинансовых активов в результате недостачи:

основных средств

0 104 хх 410 (000)

0 401 10 172

0 101 хх 410 (000)

нематериальных активов

0 104 хх 420 (000)

0 401 10 172

0 102 хх 420 (000)

материальных запасов

0 401 10 172

0 105 хх 440 (000)

Списание торговой наценки по товарам, списанным в результате недостачи (методом «красное сторно»)

0 401 10 130

0 105 29 440 (000)

0 105 39 440 (000)

Списание денежных документов, иных финансовых активов

0 401 10 172

0 201 35 610 (000)

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

* Списанные материальные ценности в пределах утвержденных законодательством норм естественной убыли относятся на затраты или на уменьшение финансового результата – в зависимости от того, как установлено учетной политикой учреждения. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

В налоговом учете в соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ недостачи материальных ценностей в результате естественной убыли включаются в состав материальных расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы. Потери сверх норм естественной убыли не могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, относятся к внереализационным расходам. При этом факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (Письмо Минфина РФ от 01.02.

Выявленные излишки приходуются и переносятся на финансовый результат предприятия либо на увеличение финансирования (фонды), после чего производится разбирательство причин образования излишков и определение виновных в этом лиц.

Если были выявлены наличные средства, которые не подтверждены приходными кассовыми ордерами в госорганизациях, то в течение 3 дней они поступают в бюджет.

Замечание 1

Инвентаризационная комиссия должна получать письменные объяснения обо всех излишках и недостачах от соответствующих лиц.

Все выявленные в процессе инвентаризации расхождения между данными регистров бухучета и наличием объектов по факту должны быть зарегистрированы в бухучете в отчетном периоде, которому соответствует дата, по состоянию на которую была проведена инвентаризация (согласно части 4 статьи 11 Закона №402-ФЗ).

Если недостача получилась вследствие пропажи имущественных ресурсов, то администрация предприятия должна обратиться в органы внутренних дел (в частности — в полицию) по факту случившегося хищения. Если такого обращения не было, то имущество не может считаться похищенным и в обязательном порядке учитывается как недостача.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Сколько лет за убийство человека

После того, как заявление о факте хищения было получено следственными органами, они проводят расследование, результат которого может оказаться следующим:

  • виновное лицо было установлено, дело передается в суд, органы суда взыскивают сумму, равную сумме причиненного ущерба, с виновника;
  • виновное лицо не было установлено.

С установленного виновного лица производится взыскание суммы в размере причиненного ущерба. При этом оценка стоимости украденного имущества производится по рыночной цене.

Если же виновное лицо (или лица) установлены не были или же суд выдал отказ на взыскание убытков с них — в таком случае все убытки, связанные с имущественной недостачей относятся на финансовые результаты предприятия. Помимо этого, есть еще один вариант развития событий — виновные в недостаче не обнаружены, но этот факт не подтверждается судебно-следственными органами.

Чаще всего причиной излишков и недостач являются злоупотребление лиц, несущих материальную ответственность и ошибки в ведении бухгалтерского учета. Также это может быть следствием ошибок, допущенных в ходе самой инвентаризации или же результатом пересортицы.

Цель инвентаризации

Основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенных объектов;

  • определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;

  • сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);

  • проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния;

  • проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.

Какими бывают количественные потери и способы их учета

Определение 1

Пересортица — это ситуация, в процессе которой некоторые товарно-материальные ценности однородного типа находятся как в излишках, так и в недостаче (то есть одноименные товары первого и второго сорта).

Пересортица выявляется только в процессе количественно-сортового учета. О ней также должны предоставляться письменные объяснения от материально ответственных лиц.

К причинам пересортицы относятся следующие явления.

  1. Материально ответственными лицами были допущены ошибки в процессе приемки или отпуска товарно-материальных ценностей (например, по бумагам значилось масло 1 сорта, а отпустили масло 2 сорта). Такая пересортица возникает чаще всего тогда, когда разносортные товары, которые оказались и в недостаче и в излишках, мало отличимы внешне.
  2. Материально ответственные лица намеренно злоупотребили своими обязанностями, то есть искусственно создали пересортицу путем обмана потребителей или при отпуске товара получающим лицам. Например, они могли отпускать товар, который по качеству был хуже указанного в накладной документации — таким образом, злоупотребившие лица товары лучшего качества реализовывали посредством розничной сети, создавая искусственную пересортицу в учете предприятия.
  3. Бухгалтерские служащие могли допустить ошибки, внося записи в учет.
  4. Работники могли умышленно делать неверные записи в первичной отчетности и бухучете — ради внесения путаницы в количественный (сортовой) товарный учет.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Важные правила переноса основного отпуска когда можно а когда нельзя перерасчет отпускных в 2020 году

Пересортица может возникать в течение одного рабочего приема — в таком случае ее реализация и создание идентичны во времени. Однако существуют и сложные пересортицы — они создаются в течение нескольких рабочих приемов, накапливаются и реализуются только по окончанию определенного периода.

Несоответствия, которые влечет за собой пересортица, могут быть урегулированы за счет взаимного зачета излишков и недостач

Замечание 2

Зачет самой пересортицы допускается, но только в виде исключения. Для этого в обязательном порядке должны быть соблюдены следующие условия:

  • пересортица должна быть за один и тот же период проверки;
  • обнаруживаться она должна у одного и того же проверяемого лица;
  • должна состоять из ценностей одного и того же наименования;
  • содержаться в одинаковых количествах.

Правила зачета пересортицы (их применение) определяет руководитель предприятия.

Также необходимо учитывать то, что при работе с пищевыми продуктами (их транспортировке, реализации и хранении) неизбежно возникают количественные потери, которые делятся на нормируемые и актируемые.

Определение 2

Нормируемые потери — это естественная убыль и отходы, которые образуются в процессе подготовки товара к продаже (например, при реализации сахара-рафинада образуется крошка). Помимо этого к ним относят потери, которые образовались сверх норм на естественную убыль в магазинах самообслуживания.

К причинам естественной убыли относят:

  • усушку — уменьшение веса за счет испарения влаги;
  • распыл — потери количества сыпучих материалов;
  • утечку — потери жидких товаров сквозь тару или за счет таяния;
  • раскрошку — уменьшение массы в процессе нарезки или рубки;
  • розлив — уменьшение количества жидких товаров в ходе их перелива из одной тары в другую.

Естественную убыль никогда не начисляют практически на все изделия промышленного класса, а также на штучные продовольственные товары (например, консервам) и некоторые другие.

Также нужно уметь различать бой, лом и порчу товаров (товарно-материальных ценностей), на которые составляется специальный акт. В его составлении участвуют члены комиссии и материально ответственное лицо. В таком акте указывают наименование товара, его сорт, артикул, цену, количество, а также причины списания и лицо, повинное в этом (если оно установлено). После подписания такого документа испорченный товар можно реализовать по сниженной цене или уничтожить, что должно быть оформлено документально.

Замечание 3

Окончательные суммы недостач и излишков определяются только после зачета пересортицы, выявления суммовых разниц, а также начисления естественной убыли.

Оформление результатов инвентаризации должно производиться комиссией с участием материально ответственных лиц. В процессе этого могут быть составлены сличительные ведомости либо акты результатов инвентаризации.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Можно ли страховку переписать на другую машину
Определение 4

Сличительная ведомость отражает разницу показателей согласно информации из инвентаризационных описей (то есть фактические остатки) и из бухгалтерского учета. Такая ведомость может являться отдельным документом или быть совмещенной в единый бланк с инвентаризационной описью.

В такой ведомости должны обязательно размещаться наименования товаров (ценностей), которые подвергаются сличению (сорт, цена, единица измерения). Также в ней должны присутствовать книжные остатки, выраженные в натуральной и денежной форме, фактические остатки (согласно инвентаризационной описи), информация о пересортице, естественной убыли и общих результатах инвентаризации.

Сличительные ведомости должны составляться только при ведении количественно-сортового учета (характерен для складов, оптовых баз и так далее).

Определение 5

Акт по результатам инвентаризации предусмотрен в условиях количественного учета (характерно для предприятий, занятых в розничной торговле). Он составляется по итогам инвентаризации, все данные о выявленных излишках и недостачах вносятся в него в обезличенном суммовом выражении.

Материалы, которые были получены по результатам инвентаризации, должны быть рассмотрены на заседании постоянно действующей инвентаризационной комиссии. В ее функции входит выявление причин недостач и излишков и лиц, виновных в этом. Помимо этого она вносит предложения, направленные на улучшение учета, условий хранения товаров и тому подобного.

Процедура составления акта по результатам инвентаризации

Результаты инвентаризации

После проведения инвентаризации могут быть проведены контрольные проверки, направленные на выявление правильности ее проведения. Они должны проводиться обязательно в присутствии членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц — в обязательном порядке до открытия инвентаризируемых помещений (например, магазинов или складов). Результаты таких проверок оформляются в форме акта и вносятся в Журнал учета проверок правильности проведения инвентаризаций.

Все материалы работ инвентаризационной комиссии должны быть переданы в бухгалтерскую службу организации, где они отправляются на хранение на срок не менее 5 лет.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

  • при смене материально ответственных лиц;

  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  • при реорганизации или ликвидации организации;

  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов.

Первый этап – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

  • подготовку приказа о проведении инвентаризации;

  • формирование инвентаризационной комиссии;

  • определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;

  • получение расписок от материально ответственных лиц и т.д.

Второй этап – взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление  и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей. Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

Заключительный этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Согласно методическим указаниям, утвержденным приказом 52н, форма № 0504835 «Акт о результатах инвентаризации» составляется на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей). Этот документ включает три части:

  • заголовочную, где указываются название и код документа, дата документа и название экономического субъекта, его составившего;
  • содержательную, где отражаются сведения о проведенной инвентаризации (составе комиссии, объектах, времени проверки и результатах инвентаризации);
  • оформляющую, в которой содержатся подписи членов комиссии по инвентаризации с расшифровкой и указанием должностей.

Акт составляется комиссией по инвентаризации и подписывается всеми ее членами, после чего передается на утверждение руководителю соответствующего учреждения или органа.

Если в результате проверки были установлены расхождения между данными учета и фактическим состоянием имущества, расчетов, то акт о результатах инвентаризации должен содержать приложение в форме ведомости расхождений (форма 0504092). В данной ведомости показывают выявленные по соответствующему объекту учета излишки и недостачи в их стоимостном и количественном выражении.

Акт о результатах инвентаризации (образец заполнения)https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В качестве примера мы подготовили акт по результатам инвентаризации.

Оцените статью
BunTorg
Adblock
detector