Штрафы за несдачу отчетности в налоговую (санкции) в 2020 году

Нарушения, касающиеся бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 сказано, что в старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление и недостоверность бюджетной отчетности (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.

2010 № 191н). При этом КоАП РФ не была установлена административная ответственность за нарушение порядка составления (формирования) и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетными и автономными учреждениями (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н).

В связи с этим в ст. 15.15.6 КоАП РФ включили ответственность за непредставление, несвоевременное представление и искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отметим, что в части искажения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ранее применялась ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ. Теперь же эта статья не применяется в тех случаях, которые прямо предусмотрены ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривалась ответственность за формирование и представление сведений (документов) с нарушением установленных требований либо представление заведомо недостоверных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в виде наложения на должностных лиц штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. В новой редакции КоАП РФ соответствующие нарушения перенесли в ст. 15.15.7.

Состав отчетности, сдаваемой в ИФНС

Обычно отчетностью, сдаваемой в ИФНС, обобщенно называют все Декларации, расчеты, сведения, сдача которых в ИФНС обязательна для налогоплательщиков.

Сроки сдачи отдельных деклараций и расчетов прописаны в соответствующих главах части второй НК РФ. В отношении местных и региональных налогов нужно руководствоваться сроками, установленными местными и региональными органами власти.

Налогоплательщики также обязаны раз в год (не позднее трех месяцев после окончания финансового года) сдавать в ИФНС и бухгалтерскую отчетность.

Несвоевременная сдача отчетности в налоговую

Новая редакция ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление и несвоевременное представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде наложения штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. За повторное совершение данного нарушения в бюджетной отчетности применяется та же ответственность. Старая редакция этой статьи не касалась несвоевременной подачи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Нарушение сроков сдачи отчетов в инспекцию (или вовсе несдача отчетности) — явление довольно частое, объясняемое постоянными изменениями сроков и порядка их представления.

ВАЖНО! Не стоит забывать, что если последний день подачи отчетности выпадает на воскресенье или нерабочий общегосударственный праздник, то он смещается на ближайший следующий за этим выходным или праздником рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Переносят ли срок региональные праздники, см. здесь.

Подробнее о правилах определения сроков уплаты различных налогов читайте в материале «Что нужно знать о сроках уплаты налогов».

Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

Штраф за не сдачу отчетности устанавливаются по статьям 119 и 126 НК РФ и статьям 15.5 и 15.6 КоАП РФ.

Штрафы за несдачу отчетности в налоговую (санкции) в 2020 году

Необходимо учесть, что в случае, если срок сдачи отчетности выпадает на выходной или праздничный день, отчетность необходимо сдать в первый рабочий день после выходного (праздничного) дня.

Если организация не ведет деятельность, она все равно должна сдавать отчетность, установленную НК РФ. Обычно такую отчетность называют «нулевой». Штраф за не сдачу «нулевой» отчетности такой же, как и во всех других случаях.

Нужно учесть, что если организация не ведет деятельность, у нее нет движения денежных средств по расчетному счету и кассе организации, она может представлять единую упрощенную декларацию, снизив таким образом количество «нулевых» отчетов и размеры возможных санкций в случаях, когда отчетность по каким-либо причинам не будет сдана. В случае если нарушения допущено впервые, ответственность по КоАП может быть заменена предупреждением.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Отчет по форме СЗВ-М 2020 году. Новая отчетность в ПФР для работодателей

Информация по штрафам за не сдачу отчетности представлена в Таблице 1: (нажмите для раскрытия)

Вид отчетности Вид нарушения

Штраф

Нормативный документ
минимум расчет максимум
Декларация,  расчет по страховым взносам 1 000 руб. 5% за полный или неполный месяц 30% от суммы налога по декларации Статья 119 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.5 КоАП РФ
Расчет по авансовым платежам, сведения о среднесписочной численности 200 руб. Статья 126 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.6 КоАП РФ
Расчет 6-НДФЛ 1 000 руб. За каждый полный или неполный месяц Статья 126 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.6 КоАП РФ
Бухгалтерская отчетность 200 руб. Статья 126 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.6 КоАП РФ

П. 1 ст. 119 НК РФ гласит, что задержка сдачи налоговой декларации или расчета по страховым взносам грозит налогоплательщику штрафом в размере 5% от суммы налога или взноса, которая не была уплачена вовремя, за каждый полный или неполный месяц задержки. При этом минимальная сумма штрафа — 1 тыс. руб., максимальная же ограничена 30% от неуплаченной суммы налога либо взноса, взятой из данных отчета.

ВАЖНО!В случае отсутствия деятельности по налогам, не предполагающим непредставления отчетности при отсутствии объекта налогообложения, должна быть сдана нулевая налоговая декларация. Ее отсутствие повлечет штраф в размере 1000 руб. (письма Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033, от 07.10.2011 № 03-02-08/108).

А нужно ли сдавать нулевой расчет по страховым взносам, читайте здесь.

Узнайте также, какой штраф за несдачу нулевой 4-ФСС.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ инспекторы могут взыскать за непредставление сведений, необходимых для осуществления функций налогового контроля (например, справки 2-НДФЛ), 200 руб. (за каждую непредставленную справку). А за несвоевременную сдачу формы 6-НДФЛ той же статьей НК РФ предусмотрен штраф в размере 1000 руб. за каждый месяц просрочки.

ВАЖНО! В отличие от остальных отчетов, которые можно сдать на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), декларация по НДС с 2015 года сдается только в электронном виде. Теперь даже вовремя подготовленная и сданная декларация по этому налогу в бумажном виде считается непредставленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Указанные выше санкции накладываются на налогоплательщика. Но и должностное лицо рискует получить предупреждение или штраф — он составляет от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ).

Самое неприятное, чем может обернуться несвоевременная сдача отчетности, — блокировка расчетных счетов. Это может произойти, если налоговый отчет или расчет по взносам не представлен в течение 10 дней после истечения установленного для него срока подачи. Блокируются все расчетные счета, в том числе валютные, даже если они находятся в разных банках. Данное право инспекции предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.

Штрафы за несдачу отчетности в налоговую (санкции) в 2020 году

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговики не вправе блокировать расчетный счет налогоплательщика за несданные расчеты авансовых платежей, например, по налогу на прибыль (определение Верховного суда РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Можно ли квартальные премии считать в мрот

Искажение показателей отчетности.

Прежняя редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ содержала ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности в виде штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. для должностных лиц. В новой редакции расширены случаи ее применения.

Во-первых, она стала распространяться на случаи искажения показателей не только бюджетной, но и бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Во-вторых, в пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 сказано, что предусмотрена классификация нарушений порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей в процентном и (или) денежном выражении.

Статья 15.15.6 КоАП РФ выделяет три группы искажения показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности: незначительное, значительное и грубое нарушения. При этом грубое нарушение касается не только требований к отчетности, но и требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

Тяжесть административной ответственности поставлена в зависимость от серьезности нарушения. Кроме того, предусмотрена специальная ответственность за соответствующие повторные нарушения в бюджетной отчетности.

В-третьих, ст. 15.15.6 КоАП РФ установлены четкие критерии признания искажения отчетности незначительным, значительным, а также грубым нарушением.

Вышеуказанные новшества данной статьи приведены в таблице.

Признак

Незначительное нарушение

Значительное нарушение

Грубое нарушение

Характеристика нарушения (ч. 2, 3, 4)

1. Незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не повлекшее искажение показателей этой отчетности.

Значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

Грубое нарушение:

  • требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета (в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности);

  • порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

Размер штрафа для должностных лиц (ч. 2, 3, 4)

От 1 000 до 5 000 руб. (или предупреждение)

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

Размер штрафа для должностных лиц за повторное нарушение (ч. 5, 6, 7)

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

От 30 000 до 50 000 руб.

Критерии отнесения нарушения к той или иной группе

Искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (п. 2, 3, 4 Примечаний)

Не более чем на 1 % и на сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

Не более чем на 1 % и на сумму более 1 000 000 руб.

 –

От 1 до 10 % и на сумму не более 100 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму более 1 000 000 руб.

 –

 –

Более чем на 10 %

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов (п. 2, 3, 4 Примечаний)

На сумму не более 100 000 руб. (включительно)

На сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

На сумму более 1 000 000 руб.

Иные критерии

 –

 –

Искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета (пп. 2 п. 4 Примечаний)

Включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета, не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами (пп. 4 п. 4 Примечаний)

Регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета (пп. 5 п. 4 Примечаний)

Ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета (пп. 6 п. 4 Примечаний)

Отсутствие в течение сроков хранения каких-либо из следующих документов (пп. 7 п. 4 Примечаний):

  • первичных учетных документов;

  • регистров бухгалтерского учета;

  • бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита было обязательным)

Штрафы за несдачу отчетности в налоговую (санкции) в 2020 году

Таким образом, для правильной квалификации искажения показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении (значительное, незначительное или грубое нарушение), нужно определить величину:

  • искажения информации об активах, обязательствах, финансовом результате в отчетности (в процентном и стоимостном выражении);

  • занижения суммы налогов, сборов и страховых взносов.

Из данной таблицы следует, что нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, не повлекшее искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно ст. 15.15.6 КоАП РФ не относится к незначительным нарушениям и не предусматривает административную ответственность.

Отметим, что грубым нарушением признается в том числе отсутствие первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и т. п. То есть показатели бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности могут не содержать искажений, но отсутствие первичных документов будет грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. При этом ст. 15.15.6 КоАП РФ не содержит разъяснений о том, какое именно количество отсутствующих первичных учетных документов признается грубым нарушением.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Минимальный и максимальный размеры декретных выплат в 2020 году

Основания для освобождения должностного лица от ответственности.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает случаи, когда:

  • должностное лицо не признается виновным в совершении правонарушения по данной статье и, соответственно, административная ответственность к нему не применяется;

  • должностное лицо, допустившее правонарушение, освобождается от административной ответственности. 

Неприменение ответственности. Пункт 5 Примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ снимает ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с лица, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, а также с лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, если искажение допущено в результате хотя бы одного из двух обстоятельств:

  • несоответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;

  • непередача либо несвоевременная передача первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Освобождение должностного лица от административной ответственности. В части 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ перечислены действия, которые должны быть совершены для освобождения виновного лица от административной ответственности. В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 указано, что это предусмотрено для гармонизации процедур, связанных с освобождением от административной ответственности за нарушение порядка составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее представления организациями государственного сектора, аналогично ст. 15.11 КоАП РФ.

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на ее (его) основании суммы налога (сбора, страховых взносов), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ. Пункт 4 этой статьи устанавливает уплату пеней до представления уточненной налоговой декларации, расчета по страховым взносам;

2) при представлении бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели:

  • до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, если искажение бюджетной отчетности привело к занижению суммы налога, по нашему мнению, для освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, необходимо будет подать уточненную бюджетную отчетность, а также уплатить налог и пени.

В небольшой организации бухгалтерский и налоговый учет ведет сторонняя бухгалтерская фирма. В случае сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в ИФНС с опозданием, кто будет нести ответственность?

В соответствии с «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, если ведение учета и отчетности передано сторонней бухгалтерской фирме, бухгалтерская отчетность организации в этом случае подписывается как руководителем организации, так и руководителем бухгалтерской фирмы.

При обнаружении фактов несвоевременной сдачи отчетности в ИФНС, штраф по НК РФ будет применен к самой организации, а вот к административной ответственности могут привлечь как  руководителя организации, так и руководителя бухгалтерской фирмы.

Летом 2017 купили на организацию автомобиль. Расчет авансовых платежей по налогу на имущество не сдавали, будут ли штрафы со стороны ИФНС? (нажмите для раскрытия)

Оцените статью
BunTorg