Среднеотраслевая налоговая нагрузка фнс по коду оквэд

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности для работы в 2019 году

Приложение № 3
к Приказу ФНС России
от 30.05.07 № ММ-3-06/333@

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году*

Справочно:

Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%

——————————

*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%

Данная таблица применяется в 2019 году, ее налоговики обновили в мае 2019 года.

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2018 год
Налоговая нагрузка, % Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, %
ВСЕГО 11,0 3,3
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,1 5,2
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,2 4,9
лесоводство и лесозаготовки 9,3 7,5
рыболовство, рыбоводство 7,8 5,6
Добыча полезных ископаемых — всего 43,5 1,6
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 52,5 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 17,9 3,8
Обрабатывающие производства – всего 7,1 1,9
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 21,7 2,0
производство текстильных изделий, одежды 8,1 3,8
производство кожи и изделий из кожи 8,2 5,0
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,8 3,3
производство бумаги и бумажных изделий 5,0 1,7
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 8,4 3,6
производство кокса и нефтепродуктов 3,4 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 2,2 2,1
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,1 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,3
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,1 2,1
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,6 4,0
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,6 4,2
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 11,8 5,2
производство электрического оборудования 6,9 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 5,5 4,6
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,4 1,5
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего 6,7 2,3
производство, передача и распределение электроэнергии 7,6 2,0
производство и распределение газообразного топлива 2,2 1,5
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,8 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений- всего 8,9 4,6
Строительство 10,4 4,4
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего 2,9 1,1
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,9 1,0
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,7 0,8
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,4 2,1
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего 10,1 5,8
Транспортировка и хранение -всего 6,5 4,6
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,1 6,7
деятельность трубопроводного транспорта 4,7 2,2
деятельность водного транспорта 8,4 4,1
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 15,1 11,6
Деятельность в области информации и связи — всего 16,5 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 20,5 5,4
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 18,4 10,0
*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2018 год
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* Рентабельность активов, %**
Всего 12,3 6,4
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 20,2 7,1
растениеводство и животноводство, охота и
предоставление соответствующих услуг в этих областях
17,0 5,8
лесоводство и лесозаготовки 11,1 1,7
рыболовство и рыбоводство 54,0 20,8
добыча полезных ископаемых 33,6 17,3
добыча угля 31,4 11,6
добыча сырой нефти и природного газа 35,3 20,4
добыча металлических руд 57,3 17,6
добыча прочих полезных ископаемых 50,9 7,6
обрабатывающие производства 12,8 6,0
производство пищевых продуктов 9,2 7,1
производство напитков 12,4 7,1
производство табачных изделий 30,2 14,1
производство текстильных изделий 8,7 4,3
производство одежды 9,2 8,4
производство кожи и изделий из кожи 6,0 3,5
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели,
производство изделий из соломки и материалов для плетения
13,8 2,2
производство бумаги и бумажных изделий 28,1 17,3
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 13,9 11,0
производство кокса и нефтепродуктов 9,0 4,5
производство химических веществ и химических продуктов 26,5 6,1
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 26,9 10,1
производство резиновых и пластмассовых изделий 8,1 7,4
производство прочей неметаллической минеральной продукции 12,7 4,5
производство металлургическое 26,0 13,3
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 11,7 5,4
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 4,8 отр.
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 14,0 5,9
производство электрического оборудования, 8,4 7,2
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 2,6 2,8
производство прочих транспортных средств и оборудования 12,0 2,0
производство прочих готовых изделий 5,8 3,5
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 8,8 4,2
производство, передача и распределение электроэнергии 12,5 5,0
производство и распределение газообразного топлива 2,8 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха отр. отр.
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
4,5 2,7
строительство 6,1 1,7
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 7,3 5,4
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 3,1 9,0
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 10,0 5,6
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,6 3,6
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 7,1 2,6
транспортировка и хранение 8,8 4,1
деятельность железнодорожного транспорта:
междугородные и международные пассажирские перевозки
7,6 1,1
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки 18,5 20,2
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта отр. отр.
деятельность автомобильного грузового транспорта
и услуги по перевозкам
5,2 5,0
деятельность трубопроводного транспорта 12,2 4,0
деятельность водного транспорта 6,2 3,4
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 2,7
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 5,8 2,4
деятельность в области информации и связи 14,6 7,4
деятельность финансовая и страховая 11,2 1,9
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 15,9 3,8
научные исследования и разработки 10,3 6,5
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 2,4 1,5
образование 4,2 2,8
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 10,4 6,4
деятельность в области культуры, спорта,
организации досуга и развлечений
1,7 2,8
* Рентабельность проданных товаров, (продукции, работ, услуг) — соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. В том случае, если получен убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), имеет место убыточность
** Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Доверенность в налоговую в 2020 году

Обзор документа

Приводятся показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в 2017 г.

Данные показатели используются налогоплательщиками для самостоятельной оценки налоговых рисков. Одним из критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок, является низкая налоговая нагрузка у данного лица (ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что дает эта таблица

Значение общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков может использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации:

  • Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  • Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
  • Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  • Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.
  • При получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год налоговый орган может не учитывать данный календарный год в числе 2-х лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком.
  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  • Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  • Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

Спецрежимы

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

  • доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

  • доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
  • средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;
  • предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

  • площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
  • площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;
  • количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
  • общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

Предприниматель

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.

  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.
  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  • Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  • Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.
  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Бухгалтерский и налоговый учет медицинских услуг

В части налога на прибыль организаций:

  • Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Налоговая нагрузка по видам деятельности 2019

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

ВАЖНО! Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 с формулами расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС отменено, полагаем, что эти формулы все также целесообразно использовать для самоконтроля.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).

ННп = Нп / (Др Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Среднеотраслевая налоговая нагрузка фнс по коду оквэд

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

Расчетный пример,  а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс.

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

ННндс = Нндс / НБобщ,

Среднеотраслевая налоговая нагрузка фнс по коду оквэд

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Подробнее см. «Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?».

Проверить свои расчеты налоговой нагрузки по НДС, а также долю вычетов на предмет налогового риска, вы можете с помощью Готового решения от КосультантПлюс.

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Налог на прибыль в 2019 году ставки таблица

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Для упрощения расчетов предлагаем вам использовать калькулятор налоговой нагрузки с сайта ФНС. С его помощью вы не только подсчитаете свою нагрузку, но получите сравнение со средними показателями по отрасли. Где найти и как пользоваться калькулятором, мы рассказывали здесь.

Другие критерии

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  • контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
  • отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Как снизить риск выездной проверки?

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:

  • исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
  • уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее — Пояснительная записка).

В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленной к ним Пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.

Среднеотраслевая налоговая нагрузка фнс по коду оквэд

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.

Сравнить показатели с прошлогодними можно в статье Налоговая нагрузка в 2018 году.

Итоги

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности.

Оцените статью
BunTorg
Adblock
detector