Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете в 2020 году

Состав транспортно-заготовительных расходов

К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:

  • оплату счетов за оказанные посредниками услуги;
  • погашение обязательств по обслуживанию кредитов, взятых для закупки материалов;
  • возмещение подотчетных сумм сотрудникам, которые задействованы в приобретении запасов;
  • величину недостач, образовавшихся в пределах нормативов при транспортировке.

КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Полный список транспортно-заготовительных расходов каждая компания формирует самостоятельно и утверждает его внутренними документами.

Методология учета

В соответствии с приказом Минфина России от 28.122001 № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (с изменениями от 23.04.2002) транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

  1. отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
  2. отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
  3. непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Образец декларации по НДС за 2 квартал 2020 года

Мы будем рассматривать только реализацию способов 2 и 3, так как в системе «1С:Подрядчик строительства» реализован учет материалов без применения счетов 15 и 16.

В данной системе возможно как отдельное накопление затрат на счете 10.10 «Транспортно-заготовительные расходы по материалам» по способу 2, так и прямое включение в стоимость самих материалов по способу 3.

Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете в 2020 году

Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов:

  1. Расходы по транспортировке;
  2. Наценки снабженческих организаций;
  3. Таможенные платежи;
  4. Оплата за хранение;
  5. Командировки по заготовлению материалов;
  6. Расходы по таре;
  7. Недостача и порча материалов в пути;
  8. Содержание заготовительно-складского аппарата.

Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Транспортно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств и др.).

Списание отклонений в стоимости материалов или транспортно-заготовительных расходов по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Норма расходов

Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете в 2020 году

Процент распределения = (ТЗР, числившиеся на 1 число отчетного периода Сумма ТЗР за весь анализируемый срок) / (Материальные ценности на конец периода Расход материалов за отчетный интервал) * 100.

Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью.

Автоматизация

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Изложенная методология учета реализована и готова к применению в программе «1С:Подрядчик строительства», разработанной совместно фирмами «ИМПУЛЬС-ИВЦ» и «1С» на платформе «1С:Бухгалтерия 7.7». Эту программу на сегодняшний день используют более чем в 2 000 строительных организаций во всех регионах России.

Одним из пользователей, давно и в большом объеме использующих программу, является ООО «Небоскреб ГБ».

Справка

Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете в 2020 году

Строящиеся объекты нового экспериментального района Куркино г. Москвы — результат работы ООО «Небоскреб ГБ».

000 «Небоскреб ГБ», входящее в холдинг «ДОМ», не смотря на свою молодость, является опытной и многопрофильной компанией.
На данный момент компания является одним из подрядчиков по застройке микрорайонов Куркино Северо-западного административного округа (микрорайон 9 — 59550 кв. м. жилой площади, в микрорайоне 2Д — 36 100 кв. м.).
Объекты строительства ООО «Небоскреб ГБ» весьма разнообразны. Здесь и промышленное строительство, и жилые дома, например, реконструкция резервуарного парка нефтеперерабатывающего завода в Капотне, строительство А.Б.К. Московской нефтеперерабатывающей базы, облицовка гранитом здания московского Управления МНС, строительство коттеджей в Подмосковье и многих жилых домов холдинга ПФК «ДОМ».

Внедрение программы 1С:Подрядчик строительства в ООО «Небоскреб ГБ», выполненное в 2002 году фирмой «ИМПУЛЬС-ИВЦ», помогло решить многие накопившиеся проблемы учета, в том числе и учет транспортно-заготовительных расходов.

Для обособленного накопления данных по возникающим отклонениям в систему введен новый счет 10.10 «Транспортно-заготовительные расходы по материалам».

На данном счете в разрезе субконто «Места хранения» имеется возможность отражать отклонения с разделением их по центральным и приобъектным складам.

При получении документов на дополнительные расходы бухгалтер совершает операцию по отражению отклонения в дебете счета 10.10. Так происходит накопление отклонений в течение месяца.
Для распределения отклонений в системе реализована функция закрытия счета 10.10 в регламентном документе «Закрытие месяца» (см. рисунок 1).

Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете в 2020 году

Рис. 1

Распределение счета 10.10 построено по следующей схеме:

  1. Первым действием система определяет остатки по счетам 10.1-10.9 по состоянию на начало месяца распределения, обороты по приходу и обороты по расходу по данным счетам.
  2. Затем определяется процент расхода материалов (с кредита счетов 10.1-10.9 в дебет счетов затрат). Данный процент является исходным при определении процента списания отклонений.
  3. Следующим действием определяется сумма отклонений на дату составления документа с учетом накопленных отклонений за период.
  4. Сумма отклонений для распределения умножается на процент распределения и определяется сумма списываемых отклонений в текущем периоде.

Рис. 2

Система формирует проводки с кредита счета 10.10 в дебет счетов затрат (20.1, 23 и т.д.).

Мы рассмотрели схему обособленного учета транспортно-заготовительных расходов. Но также имеется технологичный способ отражения дополнительных затрат, связанных с заготовлением материалов, на самих счетах учета 10.1-10.9 с увеличением стоимости и без увеличения количества. Для этого необходимо на основании документа «Поступление материалов» ввести документ «Услуги сторонних организаций» (см. рисунок 3).

Рис. 3

Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете в 2020 году

При проведении документа формируются проводки: дебет субсчетов учета материалов в корреспонденции со счетом 60.1 на суммы отклонений, рассчитанных пропорционально стоимости приобретенных материалов. При этом не происходит увеличения количества, а увеличивается только стоимость самих материалов из документа поступления (см. рисунок 4).

Рис. 4

В заключение хочется добавить, что остальные участки учета конфигурации «1С:Подрядчик строительства 2.3» также активно используются ООО «Небоскреб ГБ», что позволяет значительно экономить рабочее время, обеспечивая оперативность ведения бухгалтерского и налогового учета и сдачи отчетности.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:

  1. Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
  2. Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.

В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.

При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:

  • применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
  • путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
  • отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).

Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).

Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете в 2020 году

ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике.

В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:

  • при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
  • при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.

Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.

Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:

  • прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
  • обособленное отражение операций по доставке.

ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).

Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.

Счета, типовые корреспонденции

Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете.

ВАЖНО!Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.

Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете в 2020 году

Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.

Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:

  • Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
  • Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
  • Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
  • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

  • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
  • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
  • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
  • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
  • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.

Оцените статью
BunTorg