Особенности учета транспортных расходов в торговле

Состав транспортных расходов

Согласно п.2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);
  • плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
  • плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, налоговым законодательством не установлен. Попробуем определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет п.1 ст.11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.

https://www.youtube.com/watch?v=https:www.googleadservices.compageadaclk

При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.

Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.

Для целей налогообложения важно, за чей счет будет доставлен товар и если стороны не определили порядок поставки в договоре, а товар будет доставлен за счет покупателя, то велика вероятность того, что проверяющие органы, сочтут эти расходы экономически необоснованными. Признание расходов на доставку товара напрямую зависит от условий договора, поэтому в договоре необходимо указывать момент перехода права собственности на товар, определять сторону, на которую возложена обязанность по доставке товара, а также способ оплаты расходов (включение в стоимость товара, оплата по отдельному документу и т. д.).

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Приказ о компенсации расходов в служебной командировке

ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ, БРОКЕРСКИХ И ТАМОЖЕННЫХ РАСХОДОВ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ)

В целях налогового учета организации, осуществляющие торговую деятельность, формируют расходы, понесенные в связи с покупкой и реализацией товаров, с учетом положений статьи 320 НК РФ, согласно которой расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Расходы на транспортные услуги учитываются в качестве прямых (покупатель отдельно возмещает поставщику расходы по доставке товара).

Таким образом, при продаже товара и перевозке его автомобильным транспортом, необходимо подписать договор, составить накладную (ТОРГ-12, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»), товарно-транспортную накладную (№ 1-Т, утв.

Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте») и счет-фактуру. Обращаем Ваше внимание, что согласно Информации Минфина РФ (от 4 декабря 2012г.

N ПЗ-10/2012″О вступлении в силу с 1 января 2013г. Федерального закона от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ — 10/2012)») с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). ФНС РФ в своем письме также приводит перечень документов, которые необходимо оформлять при перевозке товара автотранспортом (Письмо ФНС РФ от 21.08.2009г. № ШС-22-3/660).

Бухгалтерский учет: дебет 44 кредит 10, 70, 69, 02 — доставка осуществлена собственным транспортом и дебет 44 кредит 60 (76) — доставка осуществлена с помощью привлечения транспортной компании. Так как транспортные расходы включаются в стоимость товара, то НДС начисляется со всей стоимости, указанной в договоре.

Обращаем внимание, что в данному случае стоимость транспортных услуг отдельно не выделяется, в счет-фактуре указывается только одна позиция. Предъявленный НДС принимается к налоговому вычету на общих основаниях при соблюдении необходимых условий (ст. 171-ст. 172 НК РФ). Покупатель учитывает товар по фактической себестоимости на основании накладной, проводка будет следующей дебет 41- кредит 60 на всю сумму приобретенного товара.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ В МОСКВЕ, ЦЕНЫ

Порядок учета транспортных расходов определяется исходя из условий заключенного договора с покупателем. В том случае, когда в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, то сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика. С другой стороны, оплата поставщиком доставки груза по железной дороге будет являться расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Прибыль — это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, таким образом, при превышении суммы компенсации над расходами на доставку товара покупателю, возникает налоговая база по налогу на прибыль. По мнению Минфина РФ, если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации не возмещаются покупателем, то расходы включаются для целей бухгалтерского учета в состав расходов на продажу, а если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/103 О порядке учета транспортных расходов).

Да, возможно. Это право предоставлено сторонам статьей 421 ГК РФ, в которой говорится, что юридические лица свободны в заключении договора и могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом, а такжестороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

К отношениям сторон по таким договорам применяются правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре и естественно, условия договора определяются по усмотрению сторон. Использовать такой договор можно, если нужно избежать проблем с входным НДС, уплаченным в составе транспортных расходов.

В этом случае, поставщик становится еще и агентом по отношению к покупателю, а покупатель соответственно принципалом. По общему правилу, агент получает вознаграждение за посреднические услуги, которое облагается НДС и налогом на прибыль. По окончанию исполнения поручения, агент обязан представить принципалу (покупателю) отчет о выполнении поручения, к которому необходимо приложить копии подтверждающих первичных документов.

ДОГОВОРНАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.

Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:

  1. складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;
  2. складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;
  3. рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по п.1, к показателю, подсчитанному по п.2;
  4. определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца.

Тост = (Тн То) : (Со Сост) х Сост,

где Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;

Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;

Особенности учета транспортных расходов в торговле

То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;

Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;

Сост — стоимость остатка товаров на складе.

Заметим, что согласно ст.320 НК РФ прямые транспортные расходы распределяются на остаток товаров на складе. Как видим, из расчета выпала стоимость отгруженных, но не реализованных товаров. Это противоречит общей норме п.2 ст.318 Кодекса, согласно которой прямые расходы распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

А надо ли распределять транспортные расходы на остаток отгруженных, но не реализованных товаров? По этому вопросу существуют две позиции.

Сторонники одной точки зрения считают, что нормы ст.320 НК РФ являются специальными. Они предназначены исключительно для организаций, занимающихся торговой деятельностью. То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией. По их мнению, фразу «на остаток товаров на складе» надо трактовать шире. А именно: как любой склад, на котором находятся товары налогоплательщика, а не только его собственный. Поэтому распределять транспортные расходы надо на остаток товаров на складе, на реализованные товары, а также те, которые отгружены, но не реализованы.

Транспортные расходы, распределенные на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, учитываются не в месяце распределения, а позже, когда товары будут реализованы, то есть произойдет переход права собственности. Правомерность этой позиции подтверждается тем, что именно такие поправки в ст.320 НК РФ сейчас рассматриваются в Госдуме.

Пример 1. Организация в июле 2004 г. реализовала товары, покупная стоимость которых составляет 2 000 000 руб. На складе осталось товаров на сумму 500 000 руб. Остаток отгруженных, но не реализованных товаров на конец месяца — 200 000 руб.

Сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало июля, — 700 руб. За июль понесено транспортных расходов на сумму 56 000 руб.

При расчете стоимости остатка товаров в нее включаются стоимость остатка товаров на складе и стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

(700 руб. 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. 500 000 руб. 200 000 руб.) х (500 000 руб. 200 000 руб.) = 14 700 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Затраты на доставку товаров учитываются в составе прямых расходов независимо от того, производится она чужим или собственным транспортом.

Особенности учета транспортных расходов в торговле

Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленный на нее ЕСН (без учета страховых пенсионных взносов) {amp}lt;**{amp}gt;.

Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок. Например, для доставки товаров покупателям. В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая — косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании пп.11 п.1 ст.264 НК РФ.

Расходы на доставку продукции или товаров покупателю

ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,

Средний процент ТР = (ТРост ТРтек) / (Стек ОСТтов) × 100%,

ТР к списанию в текущем периоде = ТРост ТРтек – ТРНП,

где: ТР — транспортные расходы;

ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;

ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;

Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от производственных компаний торговые организации не имеют права устанавливать свой перечень прямых и косвенных расходов (абз. 3. ст. 320 НК РФ).

При покупке ОС расходы на его доставку компания должна включить в состав фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения транспортные расходы будут учитываться аналогично порядку, принятому в бухучете, то есть будут включены в стоимость ОС, а затем списываться на расходы через амортизацию.

Какой документ является основанием для оприходования ОС и как его верно заполнить, читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — Акт о приеме-передаче ОС».

Производственная компания включает расходы на доставку сырья в стоимость МПЗ и учитывает их в составе материальных расходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Следовательно, в этом случае ТР будут прямыми затратами компании. Если стоимость доставки зафиксирована отдельной суммой, то, помимо документов на само сырье, поставщик передает покупателю ТТН и счет-фактуру на транспортные услуги.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Торговая компания учитывает расходы на доставку товаров покупателям на основании абз. 3 ст. 320 НК РФ. Такие траты являются косвенными. Иные транспортные расходы также следует считать косвенными (письмо Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783).

Производственная компания при доставке продукции покупателям учитывает расходы на это в качестве материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поскольку они непосредственно не указаны в перечне прямых расходов, компания может принимать их в качестве косвенных (письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-03-05/251).

Для учета ТР при доставке имущества покупателю компания должна оформить товарную накладную (ТОРГ-12) и товарно-транспортную накладную (1-Т) (письмо Минфина России от 27.02.2012 № 03-03-06/1/105).

О порядке заполнения ТОРГ-12 читайте в статье «Унифицированная форма Торг-12 — бланк и образец».

В ситуациях, таких как:

  • доставка поставщиком товаров с учетом того, что ее стоимость не входит в цену приобретенной продукции, т.е. идет сверх цены;
  • доставка производится перевозчиком – третьим лицом;
  • доставка осуществляется собственным транспортом торговой организации;

Особенности учета транспортных расходов в торговле

можно использовать два различных способа учета этих расходов по перевозке товара, как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

Конечно, для сближения этих двух видов учета и для того, чтобы избегать отражения в бухгалтерском учете временных разниц, целесообразно использовать единые способы отражения расходов по доставке товаров в бухгалтерском и налоговом учетах. В учетной политике необходимо указать способ, который будет использовать торговая организация для отражения транспортных затрат.

Особенности учета транспортных расходов в торговле ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено {amp}gt; 8000 книг

Способ № 1. В стоимость купленных товаров включают транспортные расходы. Данный способ заключается в том, что все затраты организации по доставке товара следует учитывать в стоимости купленной продукции. Для этого применяют методику распределения затрат на транспорт между купленной продукцией, которая предварительно была закреплена в учетной политике организации.

К примеру, при доставке продукции поставщиком, перевозчиком – третьим лицом, стоимость расходов можно распределять согласно договорных условий между отдельными партиями поставки приобретенных товаров или по окончании месяца, подводя его итоги и распределяют прямо пропорционально стоимости купленной за данный месяц продукции.

Содержание договорных условий Отражение расходов на транспорт в учете поставщика Отражение расходов на транспорт в учете покупателя
В обязанности поставщика товаров входит доставка их на склад покупателя. Расходы на транспорт учтены в стоимости продукции (товаров).

Обязательства покупателя по оплате расходов на транспорт отдельно не оговорены.

Собственник приобретает право на товар после того, как он окажется на складе покупателя

Доход, полученный от оказания услуг по доставке транспортом, не отображается отдельно Не формируются прямые расходы по доставке продукции, даже в том случае, когда продавец указал размер расходов на транспорт отдельной строкой в первичных документах
В обязанности поставщика входит доставка приобретенной продукции покупателем на его склад, а в обязанности покупателя входит оплата в полном объеме стоимости продукции и транспортных расходов на ее доставку (величина стоимости доставки товара в условиях договора не прописана). Право собственности на продукцию покупатель приобретает с момента ее отгрузки со склада продавца (поставщика). Доход от оказания услуг по доставке продукции отображается отдельно, поскольку товар стал собственностью покупателя в тот момент, когда он был отпущен со склада продавца (поставщика). Сумма расходов на транспорт в первичных документах должна быть выделена отдельно продавцом либо отдельной строкой, либо отражена в отдельном документе. Транспортные затраты по доставке товара формируются как прямые расходы организации. Величина расходов на транспорт данного периода, которые связаны с покупкой продукции (товара), распределяется на оставшуюся на складе  продукцию (товар).
В соответствии с договорными условиями в обязанности продавца включается доставка товара, а в обязанности покупателя – оплата затрат на транспорт, фактически произведенных поставщиком и не включенных в стоимость продукции (товара).

Право собственности на товар покупатель приобретает в тот момент, как приобретенная продукция окажется на складе покупателя

В данной ситуации, поставщик продукции (товаров) также оказывает покупателю транспортные услуги.

Доход, полученный от предоставленных услуг по транспортировке товара, отражается отдельно

Затраты на транспорт по доставке товара должны быть оплачены сверх стоимости продукции (товара). В связи с этим, сумма расходов на транспорт формирует прямые затраты у организации по транспортной доставке продукции (товара).

При доставке приобретенных товаров собственным транспортом организации, в затраты на транспорт включаются все расходы, необходимые для осуществления перевозки товаров, такие как:

  • расходы на горючесмазочные материалы;
  • затраты на заработную плату водителей транспортных средств и соответствующие им налоговые платежи;
  • расходы по проведению ремонта собственных транспортных средств;
  • амортизационные отчисления.

Все вышеперечисленные затраты необходимо учитывать в стоимость купленной продукции, приобретенных товаров.

Способ № 2. В стоимость купленной продукции транспортные расходы не включаются. При данном способе учета в течение месяца все расходы на транспорт собираются отдельно о цены приобретенной продукции, другими словами транспортные расходы фиксируются как отдельный вид затрат предприятия. При этом не имеет значение, перевозилась продукция собственным транспортом, третьим лицом – перевозчиком или поставщиком товара.

– стоимость купленной продукции, реализованной в отчетном месяце (налоговом периоде);

– затраты на транспорт, которые приходятся на реализованные в отчетном месяце товары. При этом, если продукция была доставлена собственными транспортными средствами предприятия, то затраты на доставку следует отнести к прямым расходам, которые связаны с ней непосредственно (аналогично первому варианту).

В бухгалтерском учете при втором рассматриваемом нами способе  расходы на транспорт, обычно, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Когда закончится месяц, по его итогам, часть расходов на транспорт, которая связана с реализованными в отчетном месяце товарами, следует списать в налоговом и бухгалтерском учете в уменьшение доходов отчетного месяца.

В бухгалтерском учете эти затраты списываются со счета 44 на счет 90 «Продажи» (дебет 90 счета). Следует помнить о тех расходах на транспорт, которые не были списаны в предыдущих налоговых периодах, другими словами это часть расходов на транспорт, которая соотносится с остатками не реализованных товаров на начало отчетного месяца.

Методические указания по разделению затрат на транспорт в привязке к проданных и нереализованным товарам применима только для налогового учета. В бухгалтерском учете возможно использование любой другой методики, предварительно зафиксированной в учетной политике организации. Однако, какое-либо расхождение используемых методик по распределению затрат на транспорт в бухгалтерском и налоговом учете, даже незначительное, потребует здесь ведения двойного учета  и учета временных разниц (ПБУ 18/02).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Рекомендация. С целью организации рационального ведения бухгалтерского и налогового учета целесообразно использовать в бухгалтерском учете способ деления транспортных расходов, который указан в НК РФ с целью расчета налога на прибыль торговой организации.

  • расходы на транспортные услуги включаются в цену приобретения товара;
  • расходы на транспортные услуги учитываются в качестве прямых.
  • отнесения расходов на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесения расходов на доставку на отдельный субсчет к счету 41 «Товары»;
  • непосредственного (прямого) включение транспортных расходов в фактическую себестоимость товара.
  • Транспортные расходы включаются в стоимость приобретенных товаров. При этом затраты учитываются в периоде реализации товаров, в стоимости которых они учтены
  • Транспортные расходы не включаются в стоимость товара, а учитываются как самостоятельный вид прямых расходов. Если на конец месяца реализован не весь приобретенный товар, организации надо рассчитать величину транспортных расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров (ст. 320 НК РФ).
  Условия договора  
  В учете поставщика 
  В учете покупателя 
Поставщик обязан    
доставить товар
на склад покупателя.
Транспортные расходы
поставщика включены
в цену товара.
Обязанность
покупателя оплатить
транспортные расходы
отдельно
не оговорена.
Право собственности
на товар переходит
после его доставки
на склад покупателя
Доход от оказания    
транспортных услуг
отдельно не
отражается
Прямые расходы по    
доставке товара не
формируются, даже
если продавец отразил
сумму транспортных
расходов в первичных
документах отдельной
строкой
Поставщик обязан    
доставить товар на
склад покупателя,
а покупатель -
оплатить стоимость
товара и доставки
(стоимость доставки
в договоре
не указана).
Переход права
собственности на
товар происходит
в момент его
отгрузки со склада
поставщика
Отдельно отражается  
доход от оказания
транспортных услуг,
так как право
собственности на
товар перешло к
покупателю в момент
отгрузки товара со
склада поставщика.
Продавец обязательно
выделяет сумму
транспортных расходов
в первичных
документах отдельной
строкой или в
отдельном документе
Формируются прямые   
расходы по доставке
товара.
Сумма транспортных
расходов текущего
периода, связанных с
приобретением товара,
распределяется на
остаток товара на
складе
По условиям договора
поставщик обязуется
доставить товар,
а покупатель -
возместить
поставщику
фактически
транспортные
расходы,
осуществленные
сверх цены на
товар.
Переход права
собственности
происходит в момент
поступления товаров
на склад покупателя
Поставщик в данном   
случае помимо продажи
товара оказывает
покупателю услуги по
транспортировке.
Отдельно отражается
доход от оказания
транспортных услуг
Транспортные расходы 
по условиям договора
оплачиваются сверх
цены товара.
Соответственно сумма
транспортных расходов
у покупателя
формирует прямые
расходы по доставке
товара
                   Вид расходов               
   Сумма, руб.   
Расходы на ГСМ                                
     350 000     
Амортизация автомобилей                       
      15 000     
Зарплата водителей                            
      45 000     
ЕСН на зарплату водителей                     
       9 720     

Налоговый учет транспортных расходов

Таблица 1

(350 000 руб. 15 000 руб. 45 000 руб. 9720 руб.) х 0,4 = 167 888 руб.

А если организация ведет несколько видов деятельности? Тогда ей придется определять сумму транспортных расходов, относящуюся к торговле. Она рассчитывается пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз.4 п.1 ст.272 НК РФ).

Пример 3. Воспользуемся данными налогового регистра из примера 2. Допустим, организация кроме торговли занимается еще и производством. Выручка от торговой деятельности за июль 2004 г. оставила 5 000 000 руб., а от производственной — 2 000 000 руб.

В этом случае транспортные расходы надо распределить по видам деятельности.

5 000 000 руб. : (5 000 000 руб. 2 000 000 руб.) = 0,714.

(350 000 руб. 15 000 руб. 45 000 руб. 9720 руб.) х 0,714 = 299 800 руб.

299 800 руб. х 0,4 = 119 920 руб.

  • фактическую себестоимость товаров в торговых организациях можно накапливать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае при поступлении товаров на склад их накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары»;
  • себестоимость товаров можно сразу формировать на счете 41.

Особенности учета транспортных расходов в торговле

Пример 4. ООО «Чародейка» является торговой организацией. В июле 2004 г. общество закупило товары на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС — 108 000 руб.). Расходы по их доставке до склада составили 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено, что расходы по доставке товаров включаются в себестоимость товаров, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15.

Дебет 15 Кредит 60

  • 600 000 руб. (708 000 руб. — 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;

Дебет 19 Кредит 60

  • 108 000 руб. — отражен НДС по приобретенным товарам;

Дебет 15 Кредит 60

  • 20 000 руб. (23 600 руб. — 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;

Дебет 19 Кредит 60

  • 3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам;

Дебет 41 Кредит 15

  • 620 000 руб. (600 000 руб. 20 000 руб.) — отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад.

В бухучете есть еще один способ учета транспортных расходов. Организации торговли могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. Такое право им предоставлено п.13 ПБУ 5/01.

Пример 5. Воспользуемся условиями примера 4. Предположим, учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу. Формирование фактической себестоимости товаров производится на счете 41.

Особенности учета транспортных расходов в торговле

Дебет 41 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 44 субсчет «Транспортные расходы» Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

  • 3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам.

Как видим, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:

  • либо в себестоимости таких товаров;
  • либо в составе расходов на продажу.

Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом. В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться п.2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

Особенности учета транспортных расходов в торговле

Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44. В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.

Пример 6. Торговая организация доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом. В июле 2004 г. зарплата водителей составила 150 000 руб., ЕСН и пенсионные взносы, начисленные на нее, — 53 400 руб., амортизация транспортных средств — 5000 руб., расходы на ГСМ — 20 000 руб. (без учета НДС).

Дебет 44 субсчет «Транспортные расходы» Кредит 70

  • 150 000 руб. — начислена зарплата водителей;

Дебет 44 субсчет «Транспортные расходы» Кредит 69

  • 53 400 руб. — начислены ЕСН и пенсионные взносы на зарплату водителей;

Дебет 44 субсчет «Транспортные расходы» Кредит 02

  • 5000 руб. — начислена амортизация транспортных средств;
  • 20 000 руб. — отражены расходы на ГСМ.

Иногда организация одним и тем же транспортом привозит товары на свой склад и осуществляет другие перевозки. Например, доставляет товары покупателям. В такой ситуации разделить транспортные расходы по видам перевозок достаточно сложно. Поэтому в учетной политике по бухгалтерскому учету можно прописать, что все транспортные расходы отражаются на счете 44 без их распределения.

Особенности учета транспортных расходов в торговле

Существует и другой вариант учета «общих» транспортных расходов. Организации могут в бухучете распределять транспортные расходы по видам перевозок пропорционально любому экономически обоснованному базису. При этом целесообразно установить такой же способ распределения «общих» транспортных расходов, как и в налоговом учете.

Порядок отражения транспортно-заготовительных расходов при учете товаров в неторговых организациях подробно определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Пунктом 221 этих Указаний установлено следующее. Излишние материальные запасы, переданные для продажи подразделению, осуществляющему торговую деятельность, списываются со счетов учета МПЗ на счет 41 «Товары». Они приходуются по фактической себестоимости, в которую включены и транспортные расходы.

Неторговые организации могут приобретать товары для перепродажи непосредственно через подразделения, которые осуществляют торговую деятельность. В этом случае транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п.

Многопрофильные организации осуществляют, как правило, несколько видов деятельности и имеют отдельное транспортное подразделение. Расходы такого подразделения отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство». Оказанные услуги списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов 20, 29, 44 и 90 по фактической себестоимости.

При этом организации могут принять любую экономически обоснованную базу для распределения расходов вспомогательного производства. Например, пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, или количеству работников в подразделениях и др. Принятый в организации порядок бухгалтерского учета и распределения транспортных расходов закрепляется в учетной политике.

Метод списания транспортных расходов и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, определяется в учетной политике по бухгалтерскому учету. Многие организации используют прежний порядок, установленный п.2.18 Методических рекомендаций Роскомторга. В конце месяца сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 90 «Прочие доходы и расходы». Остаток по счету 44 равен сумме транспортных расходов, которая приходится на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту транспортных расходов за отчетный месяц (с учетом переходящего остатка на начало месяца) в порядке, аналогичном тому, который установлен для распределения транспортных расходов в налоговом учете (см. формулу на с. 48).

Пример 7. Воспользуемся условиями примера 1.

11.png

Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет «Транспортные расходы»

  • 42 000 руб. (700 руб. 56 000 руб. — 14 700 руб.) — списаны на себестоимость продаж транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам.

А.А.Болтовская

Аудитор

консалтинговой группы

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

«Что делать Консалт»

При заключении договора организация ООО «ВЕСНА» с транспортной компанией, документом, подтверждающим услуги по доставке реализованного товара, служит Транспортная накладная, которая составляется продавцом. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ; правилу 9 Постановления Правительства от 15.04.2011г. №272; письму Минфина от 23.04.2013г. № 03-03-01/1/1404.

Составляется Товарная накладная согласно приложению 4 к Постановлению Правительства от 15.04.2011г. №272. Так как в Товарной накладной не указана цена и стоимость товара, нужно оформить Товарную накладную (ТОРГ-12).

Для учета движения товара и расчета за их доставку автотранспортом формируют Товарно-транспортную накладную (форма 1-Т).

К ТЗР, например, могут относиться:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
  • плата за временное хранение грузов;
  • другие расходы.

Итоги

Для удобства мы свели самые распространенные транспортные расходы в таблицу с указанием типа (прямые или косвенные).

Тип ТС

Прямые

Косвенные

Примечания

Расходы на доставку товаров от поставщика

Расходы на доставку сырья от поставщика

Расходы на доставку товаров покупателю

Расходы на доставку продукции покупателю

ГСМ

Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

Ремонт и запчасти

ОСАГО

КАСКО

Парковка

Штрафы

Нельзя учитывать в расходах

Аренда авто с экипажем

Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

Аренда авто без экипажа

Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

Компенсация сотруднику за использование личного авто

Приведенный перечень носит рекомендательный характер (за исключением штрафов — их относить к расходам однозначно нельзя), поскольку окончательно вопрос об отнесении каждого типа транспортных расходов каждая компания решает для себя самостоятельно на основании приведенных выше рекомендаций и НПА.

Сущность НДС

Материалы по теме

Расчет суммы НДС является важным аспектом ведения бухгалтерского учета. Налоговая ставка НДС по умолчанию составляет 18%, отдельные категории товаров облагаются со ставками 10% (медицинские товары или товары для детей) или 0% (товары для экспорта). Также НДС взимается и с импортируемых товаров.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Стоимость практически любого товара складывается из его цены и суммы НДС. Организации и ИП, которые продают товар или оказывают услуги, обязаны перечислить сумму НДС в бюджет. Несмотря на то что НДС уплачивается в бюджет компаниями, фактически его платят сами потребители из своего кармана. Получается, что покупая какой-либо товар покупатели оплачивают 118% от его стоимости (или 100% ставка НДС).

Плательщиками НДС являются все компании и ИП, кроме тех, которые применяют спецрежимы (УСН или ЕНВД).

Оцените статью
BunTorg