Ведение и порядок претензионной работы по ФЗ 44 срок исковой давности по

Срок направления и срок ответа (рассмотрения) претензий по госконтрактам

Ведя претензионную работу с поставщиками, подрядчиками и исполнителями (далее — поставщики) по государственным и муниципальным контрактам (далее — госконтракты), нужно руководствоваться следующими нормативными актами:

  • ГК РФ (в части исполнения обязательств, мер ответственности за их неисполнение, оснований для одностороннего отказа от отдельных видов договоров);
  • федеральный закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — 44-ФЗ); в статьях 94–95 закона установлен порядок проверки результата исполнения госконтракта, случаи, в которых может и должен быть осуществлен односторонний отказ;
  • АПК РФ (абз. 2 ч. 5 ст. 4 устанавливает случаи, когда претензионный порядок обязателен; ч. 1 ст. 126 обязывает истца прилагать к иску копию претензии и подтверждающие ее отправку документы);
  • отдельные федеральные законы, устанавливающие порядок предъявления претензий в рамках тех или иных видов гражданских правоотношений (ст. 39 закона «Устав автомобильного…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 55 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и т. д.);
  • инструкции о порядке приемки товара по количеству и качеству (утв. постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6, от 25.04.1966 № П-7), если они предусмотрены в госконтракте как обязательные;
  • ведомственные нормативные акты (регламенты, методические рекомендации и др.), которые иногда принимаются на региональном и муниципальном уровнях.

Срок направления претензии по контракту в 44-ФЗ не установлен. Но очевидно, что эффективность защиты интересов заказчика будет выше, если претензию направить как можно скорее после выявления факта нарушения обязательств поставщиком. В ведомственных нормативных актах по разным регионам фигурируют рекомендательные сроки от 10 до 30 дней.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Ликвидация предприятия с дебиторской задолженностью особенности способы порядок правовая основа сроки

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Предъявление претензии после исполнения контракта допускается в пределах сроков исковой давности за некоторым исключением. Например, по недостаткам товара это возможно в пределах гарантийного срока или, если он не установлен — в течение 2 лет с момента его передачи (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Особого срока ответа на претензию по 44-ФЗ нет. Ранее АПК РФ предусматривал общий срок рассмотрения претензий в 30 дней (хотя допускалось установление в контракте другого срока). Сегодня это применимо только к спорам, касающимся неосновательного обогащения.

В большинстве случаях срок ответа на претензию есть в тексте контракта. Если это не так, срок обязательно должен устанавливаться в претензии.

ВАЖНО! Если в контракте не уточнено, какие именно дни имеются в виду, в расчет берутся календарные. Но необходимо помнить, что если конец срока пришелся на нерабочий день, то окончание переносится на ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Перед направлением претензии необходимо убедиться, что имеется достаточно доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

Как правило, процедуры, позволяющие зафиксировать нарушения, предусмотрены в контракте:

  • После выявления нарушений заказчик извещает об этом другую сторону и просит ее направить представителя для составления акта о выявленных недостатках.
  • По прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором фиксируются недостатки исполнения.

ВАЖНО! Вызов для составления акта необходимо осуществить способом, который указан в контракте, а если он не указан — таким способом, чтобы имелось подтверждение отправки.

В некоторых случаях обязанность извещать другую сторону контракта о недостатках, выявленных при приемке, установлена законом (например, ст. 513 и 720 ГК РФ). Но даже если закон и контракт по конкретному случаю не устанавливают эту обязанность, всё равно рекомендуется произвести вышеуказанные действия (если применимо по характеру нарушения). В случае неявки другой стороны нужно это зафиксировать в акте.

Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением.

Рекомендуем включать в претензию по 44-ФЗ следующие сведения:

  • наименования и адреса сторон контракта;
  • ссылка на контракт (с указанием его номера и даты);
  • обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии;
  • ссылки на доказательства нарушений контракта;
  • обоснование применения меры ответственности;
  • требование устранить нарушение, выплатить неустойку и т. д.;
  • срок добровольного удовлетворения требований или направления возражений.

Ведение и порядок претензионной работы по ФЗ 44 срок исковой давности по

Требования в претензии должны быть максимально конкретизированы и основаны на конкретных фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом (что нарушено и чем это подтверждается). При заявлении о применении меры ответственности нужна ссылка на статью закона или контракта, предусматривающую такую ответственность.

Если требование носит денежный характер, нужно в тексте претензии или на отдельном листе сделать полный расчет, в противном случае контрагенту не представляется возможности проверить обоснованность требований.

К претензии прилагаются документы, на которых основаны требования. Если достоверно известно, что какие-то документы у контрагента уже есть (например, контракт), направлять их необязательно.

Подписывается претензия лицом, обладающим правом подписи такого документа от имени заказчика. Полномочия могут следовать из доверенности, положения об органе власти, уставе муниципального учреждения и т. д.

Немотивированно отказаться от исполнения госконтракта его стороны не могут (ст. 95 закона 44-ФЗ). Заказчики могут это сделать, только если соблюдены два условия:

  • такое право прямо предусмотрено в контракте;
  • наступили обстоятельства, при которых ГК РФ допускает такой отказ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Закон 44-ФЗ устанавливает и перечень ситуаций, когда заказчик не вправе, а обязан отказаться от контракта.

Заказчик направляет контрагенту не претензию, а решение об одностороннем отказе в течение трех дней с момента его принятия. В этот же срок он публикует его в единой информационной системе (ЕИС).

Если при приемке результата исполнения контракта проводилась экспертиза, отказаться от него заказчик может только при подтверждении экспертизой нарушений.

Ведение и порядок претензионной работы по ФЗ 44 срок исковой давности по

ВАЖНО! При одностороннем отказе заказчик не может требовать с контрагента ничего, кроме фактически понесенного ущерба, вызванного нарушением условий контракта другой стороной.

Датой уведомления будет считаться дата получения заказчиком подтверждения о вручении решения. Если же способ отправки не позволяет его получить, уведомление состоится по истечении 30-дневного срока с момента публикации решения в ЕИС.

Особенность в том, что уведомление еще не означает прекращение контракта. У поставщика есть 10 дней на устранение нарушений. Если он их устранит, заказчик обязан отозвать свое решение. Правило не применяется, если нарушение совершено повторно. Если нарушения не устранены, то по истечении 10 дней с даты уведомления о принятом решении контракт прекращает действие.

Когда требуется претензия подрядчику о нарушении сроков выполнения работ по 44-ФЗ

Каждое деловое соглашение сопровождается установлением конкретных сроков, которые отведены сторонам для исполнения обязательств. Их соблюдение определяет добросовестное отношение партнеров к сделке. Нарушение сроков влечет за собой возникновение претензий к виновной стороне.

Чаще всего претензии за нарушение сроков выполнения обязательств возникают в результате несвоевременного исполнения условий договора на оказание услуг или договора подряда. Если соглашение составлено в соответствии с законом «О защите прав потребителей», то документ исходит от потребителя, если в соответствии с Гражданским кодексом РФ – то от физического лица, являющегося одной из сторон сделки.

Что представляет собой претензия подрядчику о нарушении сроков выполнения работ по 44-ФЗ

Претензия – это официальное письмо, оформленное на бланке компании. Оно содержит требования одной из сторон контракта к контрагенту при возникновении нарушений договора. Претензионная работа представляет собой начальный этап урегулирования конфликтной ситуации и применяется в качестве досудебной меры.

Документ направляется виновной стороне в случае:

  • выявления несоответствия качественных характеристик предоставленного товара (услуги) тем характеристикам, которые прописаны в договоре;
  • нарушения сроков оплаты или поставки продукции;
  • одностороннего прекращения действия договора при условии, что контрагент допустил серьезные нарушения своих обязательств;
  • невыполнения других условий договора.

Стороны имеют право настаивать на устранении нарушений, выплате штрафов и неустоек в соответствии с условиями договора. Исходя из положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, составление претензии при возникновении спорной ситуации является обязательной мерой. Это обусловлено тем, что суды не рассматривают иски без доказательств ведения претензионной работы.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Алгоритм исполнения претензионной работы положениями 44-ФЗ не определен. Статьей 95 регулируются только случаи составления такого документа касательно расторжения договора в одностороннем порядке. В остальных ситуациях целесообразно руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ, содержащими меры ответственности сторон за неисполнение договорных обязательств.

Статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены ситуации, в которых ведение претензионной работы является обязательным условием. Существует ссылка на то, что исковое заявление не будет принято судом в том случае, если отсутствует доказательство отправки контрагенту претензии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Документ может быть составлен на основании отдельных региональных (муниципальных) нормативных актов. Кроме того, существуют узкоспециализированные федеральные законодательные акты, согласно которым может быть решен спор при поставке отдельных видов товаров (автомобильного транспорта, услуг связи и т. д.)

Оцените статью
BunTorg