Ключевые моменты
Журнально-ордерная система ведения БУ предусматривает подтверждение всех хозяйственных операций соответствующим документом — бланком первичной документации. Первичка регистрируется в особом журнале. Записи вносятся в хронологическом порядке.
Все операции группируются по счетам бухгалтерского учета. То есть при отражении корреспонденции с одним бухсчетом используют отдельный журнал-ордер, при формировании записи по другому счету запись отражается уже в другом журнале учета. Отметим, что одна и та же запись может и должна быть отражена сразу в двух журналах: в одном — по дебетуемому счету, а в другом — по кредитуемому. Этот способ отражает метод двойной записи в бухучете.
Итоговые данные по итогам отчетного периода переносятся в ключевой регистр — главную книгу. Напомним, что на основе данных главной книги по окончанию финансового года формируется бухгалтерский баланс. Следовательно, от полноты и правильности регистрации информации в журнале зависит достоверность бухгалтерской финансовой отчетности.
Рассмотрим каждый журнал подробнее, приведем примерные бланки и образцы заполнения.
Нижеприведенные формы является примерными! В соответствии с нормами
закона «О бухучете» № 402-ФЗ
, каждый экономический субъект вправе самостоятельно разработать и утвердить собственные бланки первичной и учетной документации. Компания не обязана вести все журналы, если операции для их заполнения отсутствуют. Позицию компании в этом вопросе обоснуйте в учетной политике. собственные бланки утвердите отдельным приказом или приложением к учетной политике фирмы.
Общие характеристики журнально-ордерной системы учета
Совокупность документов, регистров, отчетов бухгалтерского учета, последовательность и порядок их заполнения, внешний вид являются определяющими для формы учета. Принято выделять несколько их видов:
- Мемориально-ордерная система учета.
- Журнально-ордерная система учета.
- Упрощенная система.
Наиболее широко распространенной системой ведения на предприятии бухгалтерского учета принято считать журнально-ордерную форму. В современных условиях автоматизации процессов создано множество вариантов программного обеспечения, которые ориентированы на получение максимального результата. При использовании бухгалтерских программ четкие границы между формами и системами учета отсутствуют, так как формирование отчета любого вида занимает минимальное количество времени и прилагаемых усилий.
В основе данной системы лежит принцип систематизации и накопления данных, отраженных в первичных документах. Запись информации в регистрах происходит одновременно с учетом хронологической последовательности. Основными документами системы являются: журнал-ордер, накопительная (вспомогательная) ведомость, главная книга и сальдовый баланс.
Для более подробного раскрытия информации по аналитическому учету может применяться карточка и оборотная ведомость счета. Их данные переносятся в соответствующий журнал-ордер и ведомость. Для учета основных производственных и непроизводственных фондов, нематериальных активов ведутся инвентарные карточки каждого объекта, учет затрат на производство происходит с помощью калькуляционных ведомостей. Различного рода расчетные таблицы и расшифровки ведутся по мере необходимости отдельно для каждого вида активов, расчетов.
Журнал № 13 «Имущество и капиталы»
№ записи |
Дата |
50 |
71 |
60 |
75 |
55 |
70 |
66 |
68 |
Итого по Кредиту |
1 |
11 мая 2010 |
2,0 |
2,0 | |||||||
2 |
12 мая 2010 |
57,0 |
57,0 | |||||||
3 |
13 мая 2010 |
15,0 |
15,0 | |||||||
4 |
16 мая 2010 |
20,0 |
15,0 |
35,0 | ||||||
5 |
19 мая 2010 |
13,0 |
13,0 | |||||||
6 |
25 мая 2010 |
10,0 |
35,2 |
3,5 |
7,3 |
56,0 |
||||
Итого |
35,0 |
2,0 |
70,0,0 |
10,0 |
15,0 |
35,2 |
3,5 |
7,3 |
178,0 |
Здесь отражены следующие операции:
- 10.05.2010 с расчетного счета выдано в подотчет 2,0 единиц.
- 12.05.2010 перечислены средства поставщикам сырья и материалов, 57,0 единиц.
- 13.05.2010 — снятие наличных в кассу предприятия, 15,0 единиц.
- 16.05.2010 переведены средства на специальный счет (аккредитив) в размере 15,0 ед.
- 16.05.2010 — снятие наличных в кассу (20,0 ед.) на хозяйственные нужды.
- 17.05.2010 перечислено поставщикам 13,0 единиц за поставленный товар.
- 25.05.2010 произведены выплаты учредителям в размере 10,0 единиц.
- 25.05.2010 перечислена зарплата сотрудникам организации в размере 35,2 единиц.
- 25.05.2010 перечислено в счет уменьшения суммы задолженности по займу 3,5 ед.
- 25.05.2010 произведено перечисление средств в бюджет (НДС, авансовый платеж) 7,3 единиц.
Каждая хозяйственная операция подтверждена первичным документом, на основании которого производится заполнение журнала-ордера. При снятии наличных в кассу предприятия используется приходный кассовый ордер (сч. 50), для перечисления денежных активов с расчетного счета компании различным контрагентам или бюджетам различных уровней – платежное поручение.
Если денежные средства компании хранятся на спецсчетах, открытых в банках или прочих кредитных организациях, то операции по таким счетам отражают в журнале № 3. Записи формируют по сч. 54, 55, 56 бухгалтерского учета. Иными словами, если предприятие в своей деятельности использует аккредитивы, чековые книжки или хранит деньги на иных спецсчетах, то движение по этим местам хранения фиксируйте в бланке № 3.
Если компания получает кредиты или заемные средства для ведения деятельности, то расчеты по полученным займам ведутся в специальном журнале № 4. В регистр вносят обороты в сч. 66 и 67, то есть по краткосрочным и долгосрочным кредитам и долговым обязательствам.
Пример заполнения
Расчеты путем проведения взаимного зачета оказанных услуг, работ или поставленных товаров между экономическими субъектами регистрируйте в журнале-ордере 5 «Взаимозачеты». Взаимозачетные операции между российскими фирмами сейчас проводятся довольно редко. Но зачет встречных требований не запрещен.
Журнал-ордер, бланк
Для регистрации документов, отражающих операции по расчетам с текущими подрядчиками, поставщиками и прочими бизнес-партнерами, используйте журнал-ордер 6. Записи вносите на основании полученных счетов-фактур, товарных накладных и подписанных актов по выполненным работам, услугам. Расходные операции вносите на основании банковских выписок, подтвержденных проведенными платежными поручениями. Объединять записи даже по одному подрядчику (поставщику) недопустимо. Каждый документ отражается отдельно.
Бланк № 6
Деньги, выданные сотрудникам фирмы подотчет, отразите в журнале № 7. Напомним, что объединять операции недопустимо даже в тех случаях, когда деньги выдают одному подотчетному лицу. Детализируйте записи по каждому факту выдачи денег подотчет.
В расчетах между поставщиками и подрядчиками используйте авансовые платежи, тогда для регистрации выплаченных авансов используйте журнал-ордер 8. Записи вносите на основании банковских выписок. Также в нем следует отражать расчеты с бюджетами по налоговым платежам, отдельные внутрихозяйственные операции.
Бланк № 8
Все траты, которые направлены на обеспечение основного вида деятельности, отражайте в журнале № 10. Группируйте хозоперации по бухсчетам: основные средства, амортизация, заработная плата основного персонала, налоговые отчисления, материальные запасы и прочие расходы.
Произведенную продукцию отражайте в журнале № 11. Если компания оказывает услуги или работы, то результаты деятельности регистрируйте в журнале-ордере 11. Информацию допустимо группировать по номенклатурам, видам товаров или категориям услуг. Компания вправе самостоятельно разработать бланк, учитывая специфику и род деятельности.
Образец заполнения
Движение основных средств и нематериальных активов в компании отражайте в специальном ордере № 13. Сведения вносите на основании первичных документов. Например, карточек ОС, товарных накладных на внутреннее перемещение, карточек учета НМА и прочей первичной документации. Также в нем отражайте операции по начислению амортизации на имущественные активы компании. В регистре фиксируют и сведения об изменениях уставного капитала.
Бланк № 13
Информация об имеющихся капитальных вложениях компании регистрируется в отдельном журнале. К таким хозоперациям относят: вложения во внеоборотные активы, оборудование, готовое к установке (монтажу). Фиксируйте движение на основании первичных документов (ввод в эксплуатацию, акт об установке).
Образец заполнения
Порядок заполнения регистров
Заполнение журналов-ордеров происходит по кредитовому признаку операции, т. е. данные, отраженные в первичных документах, суммируются по кредиту конкретного счета и записываются в соответствующий регистр. При этом корреспондирующий по дебету регистр отражается в нем же, что позволяет применять метод двойной записи в одном документе.
Суммовое значение хозяйственной операции ставится на пересечении строки и колонки регистра. Для примера можно взять журнал-ордер 2, предназначенный для отражения информации по кредиту счета №51 «Расчетный счет», в дебет счетов 50, 55, 52, 57, 58, 18, 60, 62, 68, 66, 76, 71, 70, 73, 75 и т. д.
Ведомость
Журнал-ордер заполняется с первичных документов, но некоторые счета имеют достаточно большой объем аналитической информации, которая обрабатывается во вспомогательной ведомости, а ее суммовой итог за день относится в соответствующую ячейку регистра. Например, при расчетах с поставщиками и подрядными организациями за один день возможно проведение нескольких десятков перечислений в счет погашения (уменьшения) суммы задолженности или оплаты авансовых платежей.
Для ведения аналитики составляется вспомогательная ведомость по 60 счету. В указанном примере 12.05.2010 года с расчетного счета предприятия перечислено 57,0 единиц средств, которые направляются различным контрагентам по соответствующим договорам или документам поставки. Для расшифровки данной суммы может быть составлен специальный документ.
Расшифровка счета 60
Дата |
Сумма |
Наименование контрагента |
Основание |
12.05.2010 |
15,0 |
ООО «Полет» |
Договор поставки №34 от 10.01.2010 г. |
37,0 |
ОАО «НПК» |
Погашена задолженность по счет-фактуре №102 от 02.05.2010 г. |
|
5,0 |
ООО «Лира» |
Авансовый платеж на основании счета №33 от 10.05.2010 г. |
|
Итого |
57,0 |
Итог данной ведомости отражается в журнале-ордере №2, к аналитической расшифровке прилагаются подтверждающие операцию документы (платежные поручения с отметкой банка).
Номера регистров
Нумерации подлежит каждый журнал-ордер. Бланк представляет собой лист большого формата, в котором отражается множество граф для записи номеров счетов, корреспондирующих с кредитом выбранного счета (или группы). Записи операций ведутся ежедневно или по мере формирования первичных бухгалтерских документов, вспомогательных ведомостей.
- Форма № Ж-1 ведется по кредиту 50 счета.
- Форма № Ж-2 ведется по кредиту счета 51.
- Форма № Ж-3 — кредит счетов 56, 57, 55.
- Форма № Ж-4 — кредит счетов 92, 95, 93, 94, 90.
- Форма № Ж-6 — кредит 60 счета.
- Форма № Ж-7 — кредит 71 счета.
- Форма № Ж-8 — кредит счетов 06, 97, 09, 61, 67, 64, 63, 76, 75, 58, 73.
- Форма № Ж-10 — кредит счетов 70, 02, 10, 84, 20, 69, 23, 65, 29, 28, 26, 31, 44, 05.
- Форма № Ж-11 — кредит счетов 43, 41, 40, 46, 45, 62.
- Форма № Ж-12 — кредит счетов 82, 89, 96, 86, 87, 88, 85.
- Форма № Ж-13 — кредит счетов 01, 48, 03, 04, 47.
- Форма № Ж-14 — кредит счета 14.
- Форма № Ж-15 — кредит счетов 83, 81, 80.
- Форма № Ж-16 кредит счетов 11, 07, 08.
Закрытие регистров
Журналы-ордера по счетам заполняются на протяжении месяца, при закрытии каждого регистра суммируются обороты по кредиту в дебет указанных счетов. Данные синтетического учета проверяются на соответствие значениям вспомогательной ведомости, где отражены аналитические расшифровки. Полученные значения после сверки переносят в Главную книгу.
При закрытии года (отчетного периода) на основании данных, занесенных в Главную книгу, формируется бухгалтерский баланс. Для этого суммируются обороты всех журналов-ордеров за период, учитывается начальное сальдо, и в зависимости от типа счета (пассивный или активный), рассчитывается остаток на конец года.