Комиссия по зарплате — в администрации, вызов, в налоговой, легализация

Вызовы на комиссию по зарплате

Основанием для отбора плательщиков для приглашения на «зарплатную» комиссию являются списки, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:

  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями;

  • налогоплательщики – налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению налога, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;

  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% общей суммы полученного за налоговый период дохода;

  • ИП, отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ доход, равный нулю, либо не представившие такие декларации за соответствующий период;

  • плательщики страховых взносов, имеющие задолженность по перечислению взносов, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительному тарифу 9 либо 6%, при этом применившие в текущем отчетном периоде иные тарифные ставки;

  • плательщики, в отношении которых от компетентных источников иностранных государств получена информация о получении резидентами РФ дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ;

  • плательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии.

При неявке налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-2/189@.

Комиссия по зарплате - в администрации, вызов, в налоговой, легализация

В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 ­КоАП РФ.

Кроме того, в отношении плательщиков, которые не явились на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут проводиться следующие мероприятия:

  • повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;

  • вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);

  • проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;

  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Даже после того, как налогоплательщик побывал на «зарплатной» комиссии и подписал соответствующий протокол, налоговый орган будет осуществлять мониторинг его деятельности. Это обу­словлено необходимостью контроля за выполнением рекомендаций, прописанных в протоколе. Письмом № ЕД-4-15/14490@ предусмотрены следующие виды мониторинга.

Ежеквартальный мониторинг

Проводится в разрезе НДФЛ и страховых взносов:

  • анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (заполняются формы, приведенные в приложениях 10, 11, 15);
  • контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложения 12, 16);
  • динамика численности и заработной платы (приложение 13);
  • динамика показателей налоговой нагрузки (приложение 7)

Ежемесячный мониторинг

Отслеживает изменения поступления НДФЛ и страховых взносов в бюджет и проводится в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ, и плательщиков страховых взносов, имеющих задолженность по перечислению страховых взносов, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по кодам видов экономической деятельности (приложения 14, 17)

Если по результатам проведенного мониторинга не будут выявлены положительные тенденции и при этом должностные лица (индивидуальные предприниматели) не представят обоснованные пояснения, весь пакет документов по данным налогоплательщикам будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

* * *

ФНС в Письме № ЕД-4-15/14490@ представила обновленный порядок работы «зарплатных»комиссий. Одной из особенностей этого документа является то, что его действие будет распространяться на анализ данных о начислении и уплате как НДФЛ, так и страховых взносов. Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков.

Нередко недобросовестные работодатели получают вызовы на комиссию. Пусть даже данный орган является всего лишь совещательным, присутствие на заседании лучше обеспечить, так как у членов комиссии может возникнуть мнение о том, что у работодателя есть веские основания игнорировать приход, а также, все неправомерные действия – это необоснованные действия руководителей.

Итак, если принято решение, что руководитель отправляется на комиссию по оплате труда, ему необходимо основательно подготовиться:

  • подготовить документы, которые всесторонне и полноценно могут подтвердить размер заработка работников, например, штатное расписание предприятия;
  • подготовить документацию, которая указывает на своевременность выплаты денежных вознаграждений работников;
  • подготовить письменные (или устные) объяснения того, почему в организации имеет место задержка выплат заработной платы, а также, по какой причине размер оплаты труда ниже по аналогичной отрасли.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Каковы сроки оплаты больничного листа в 2020 году?

Возможно, понадобятся и иные документы. Все зависит от конкретной ситуации, сложившейся в компании и причин вызова на комиссию. Однако очень важно, чтобы все доводы руководителя были достаточно убедительными для комиссии.

Руководители нередко ссылаются во время проведения комиссии на то, что заниженный размер оплаты труда работников по отрасли компенсируется премиями по итогам работы каждого конкретного сотрудника. То есть, доход напрямую зависит от качества работы членов коллектива трудящихся.

Иногда, причины низкой зп обосновываются совместительством и трудоустройством на неполный рабочий день. Таким образом, работники имеют возможность получать дополнительный заработок на иных должностях у других работодателей.

Очень важно, чтобы причины тех или иных нарушений были реальными, достоверными и с точки зрения закона обоснованными.

В своей работе комиссия по заработной плате сотрудничает с различными государственными органами:

  • Гострудинспекцией;
  • Министерством внутренних дел;
  • Прокуратурой;
  • Налоговой службой.

В числе взаимосвязанных органов можно выделить и Профсоюзные объединения предприятий по отрасли.

Примечательным является тот факт, что на комиссию по зп приглашаются только работодатели компаний, заслушиваются только их доводы и объяснения. Работники же, в свою очередь, не приглашаются на заседания и их мнения не учитываются в итогах работы.

Скорее всего, считается, что сотрудники компаний могут защитить свои права в иных органах, начиная от профсоюзов и, заканчивая, судебными разбирательствами.

Во время проведения комиссии по легализации оплаты труда ведется протокол с помощью назначенного секретаря. По итогам работы работодателю выдается особенный документ.

Это означает, что их исполнение является необязательным. Однако не рекомендуется игнорировать данный документ, так как комиссия имеет налаженные официальные связи с государственными органами.

Если комиссия оформит официальное обращения к ним о нарушении законодательства работодателями, то последствия могут быть не очень приятными для предприятия – административные штрафы в довольно крупных размерах. Они могут лечь на плечи, как юридического лица, так и конкретно руководителя и иных должностных лиц.

Рекомендации комиссии содержат перечень мероприятий, которые могут улучшить положение в компании относительно выплат вознаграждений работников. В комиссию следует предоставлять достоверные отчеты о проведенной работе.

Рекомендуется повышать специалистам заработную плату поэтапно, чтобы выплата налоговых сборов не стала для работодателя непосильной финансовой ношей. Это может касаться и выхода из теневых оплат труда работникам.

Места проведения

При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных кандидатов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществляются мероприятия налогового контроля.

Для анализа деятельности организаций и ИП, которая подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, используются:

  • данные информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.);

  • информация, полученная в рамках ст. 93.1 НК РФ;

  • информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;

  • сведения, полученные от кредитных организаций, правоохранительных органов, ПФР, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, ЦБ РФ и др.;

  • жалобы, заявления юридических и физических лиц;

  • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) организаций;

  • информация, поступившая из других источников.

Комиссия по зарплате - в администрации, вызов, в налоговой, легализация

В Письме № ЕД-4-15/14490@приведены направления анализа, а в приложениях к нему даны рекомендуемые формы. Итак, анализ осуществляется по следующим направлениям:

  • анализ учетных данных и иных сведений, характеризующих налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) (приложение 1);

  • анализ показателей бухотчетности (баланса) (приложение 2);

  • анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ (приложение 3);

  • анализ показателей исполнения обязанностей по исчислению и перечислению страховых взносов (приложение 4);

  • анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей (приложение 5).

На основании проведенного анализа выявляются налоговые риски, а сводные результаты анализа отражаются по форме, рекомендованной в приложении 6. Кроме того, в отношении плательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки (форма рекомендована в приложении 7).

В настоящий момент существуют комиссии «зарплатные» в таких органах и учреждения:

  • в налоговой службе;
  • государственная трудовая инспекция;
  • в администрации (органах на местах).

По своему статусу данные комиссии являются некими коллегиальными органами, которые имеют свой состав (сотрудников, которые уполномочены решать вопросы о доходах граждан и контролировать их). Легализация зарплаты – это довольно сложный подконтрольный процесс, который требует глубоких знаний, опыта в данной сфере. Поэтому, сотрудники, выбранные в комиссию должны обладать высоким уровнем компетенции по вопросам заработной платы.

Однако ИФНС также уполномочена их создавать и, соответственно, проводить.

Создание комиссий по зарплате имеет своей главной целью узаконить теневой доход работника. Другими словами, данный орган выявляет тех работодателей, которые устанавливают в своих организациях минимальные ставки, а остальную часть заработка выдают «в конвертах».

Такой подход является незаконным, так как:

  • государство не в полной мере получает в свой бюджет НДФЛ (налог на доход физических лиц);
  • сам работник лишается права на достойную пенсию в будущем, потому что отчисления в ПФР (Пенсионный фонд России) могут быть совершены только от «белой» зарплаты;
  • также, работник не может в полном объеме возместить себе из расчета размера НДФЛ налоговые вычеты, например, при покупке жилья в собственность, платном обучении, ипотеке, лечении и т.п.

Кроме того, комиссии работают над сокращением числа предприятий, которые задерживают выплаты заработной платы, выявляют причины такого поведения руководителей.

К тому же, в компетенцию данного органа входит еще и выявления тех организаций, компаний, предприятий, который уже официально, без каких-либо теневых выплат устанавливают своим работникам заработные платы намного ниже, чем того требует размер денежного вознаграждения по аналогичной отрасли деятельности работодателя.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Форма ОС-1: образец заполнения

Комиссия по зарплате - в администрации, вызов, в налоговой, легализация

Любой из вышеперечисленных подходов работодателя в отношении своих сотрудников является неправомерным, неправильным и недопустимым. Именно поэтому, созданы комиссии по легализации заработной платы, чтобы каждый трудящийся в Российской Федерации смог полностью воспользоваться всеми предоставленными ему правами, а также, чтобы государство получала в свой бюджет налоги и сборы в полно объеме.

Присутствуют на таких комиссиях, обычно, руководители компаний, нарушающие действующее законодательство в области установления размеров и сроков выплаты работникам заработной платы.

Направление информационного письма.

На этапе подготовки к заседанию «зарплатной» комиссии налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) может быть направлено информационное письмо (его форма приведена в приложении 8 к Письму № ЕД-4-15/14490@). Цель такого письма – побудить организации и ИП к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам, а также к исправлению ошибок (искажений) налоговой отчетности.

В информационном письме инспекторы предлагают в том числе:

  • уточнить налоговые обязательства (либо обязательства по уплате страховых взносов) в порядке, установленном ст. 81 НК РФ, в том числе уточнить сумму профессионального вычета, сумму выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, тем самым скорректировав базу для их исчисления;

  • представить результаты СОУТ, если плательщик исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам;

  • погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам;

  • исчислить НДФЛ и страховые взносы с реально полученных сотрудниками организации доходов, подлежащих налогообложению;

  • провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Информационное письмо должно направляться заблаговременно – не позднее чем за один месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.

По истечении установленного срока налоговый орган оформляет уведомление о вызове налогоплательщика (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) в следующих случаях:

  • при непредставлении уточненных документов;

  • при непогашении задолженности по НДФЛ и страховым взносам;

  • при непредставлении пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на комиссию.

Рассмотрение деятельности организаций и ИП на заседании комиссии

Деятельность налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. При этом представителю организации (либо ИП) предлагается:

  • дать пояснения по выявленным фактам, несоответствиям;

  • уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм законодательства о налогах и сборах.

Борьба с «теневыми» зарплатами не ограничивается вызовом плательщиков на комиссию. Так, в некоторых регионах при УФНС работают «зарплатные» горячие линии

По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, а также по принятию мер, направленных на привлечение плательщика к уплате задолженности по НДФЛ, страховым взносам.

Например, может быть предложено:

  • представить уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за предыдущие налоговые периоды, в которых надо уточнить показатели отчетности, в том числе расходы плательщиков страховых взносов на оплату страхового обеспечения, суммы, не облагаемые страховыми взносами, размер дополнительных тарифов по страховым взносам и суммы взносов, исчисленные по данным тарифам, численность работников, в пользу которых начислен доход;

  • перечислить сумму задолженности по НДФЛ и страховым взносам с учетом пеней;

  • принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах.

По результатам рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются:

  • рекомендации для налогоплательщика;

  • срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов.

Рекомендуемая форма протокола заседания комиссии приведена в приложении 9 к Письму № ЕД-4-15/14490@.

Информация по результатам работы «зарплатной» комиссии может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, ГИТ и т. п.) для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

Что делать в случае получения уведомления из налоговой инспекции?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе вызывать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими норм НК РФ, в частности, в рамках заседания «зарплатных» комиссий.

В уведомлении приводятся:

  • подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

  • дата и время явки;

  • адрес инспекции и номер кабинета, куда нужно явиться.

Уведомление о вызове ИФНС может быть передано одним из следующих способов:

  • представителю организации лично под расписку;

  • по почте заказным письмом;

  • в электронном виде по ТКС. В этом случае необходимо в течение шести рабочих дней направить в ИФНС по ТКС квитанцию о приеме уведомления (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если это не будет сделано, инспекция может заблокировать банковские счета организации (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Возмещение по больничным листам из фсс в 2020 году: последняя информация, советы

Представлять интересы организации может ее руководитель или представитель, действующий по доверенности (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 НК РФ).

Кто входит в зону риска

Итак, первыми претендентами на вызов в ИФНС являются следующие налогоплательщикиПисьмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722:

  • для фирм, занимающихся производством продукции, — нагрузка менее 3%;
  • для торговых организаций — менее 1%.

Низкие зарплаты интересуют налоговиков не потому, что они радеют о благосостоянии ваших работников. Их цель — вывести из тени серые зарплаты и тем самым повысить собираемость НДФЛ. Кстати, недавно ФНС поручила территориальным инспекциям усилить работу на этом направленииПисьмо ФНС от 09.06.2016 № ЕД-4-15/10246@;

Кстати, не только убытки, низкие доходы и маленькие зарплаты могут явиться причиной для вызова в налоговую. Большой доход тоже может сподвигнуть налоговиков пообщаться с вами. Вот реальный случай. Предприниматель, у которого нет работников, показал годовой налогооблагаемый доход в несколько десятков миллионов рублей.

Если вы нашли себя среди тех, кого налоговики могут отобрать для «разбора полетов», вам имеет смысл более внимательно ознакомиться с материалом ниже.

Первый тревожный звонок

Тем, кто попал под прицел, налоговики заблаговременно — не позднее чем за 1 месяц до даты предполагаемой комиссии — рассылают типовые информационные письмаприложение № 11 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. В них излагаются все подозрительные, по мнению инспекторов, факты и обстоятельства. Кроме того, в письме налогоплательщику предлагается самостоятельно встать на путь исправления, а именно:

  • перепроверить свои налоговые показатели и представить либо пояснения, либо уточненки с увеличенной суммой налога;
  • погасить задолженность по НДФЛ;
  • принять меры по повышению зарплаты до желаемого уровня;
  • оценить свои риски в соответствии с Общедоступными критериямиприложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, по которым налоговики отбирают претендентов для выездных проверок.

С того момента, как вы получили такое письмо, у вас есть 10 рабочих дней на то, чтобы должным образом продемонстрировать свою «работу над ошибками». Например, подать уточненную декларацию и доплатить налог либо письменно аргументировать причины, из-за которых вы стали объектом внимания налоговиковПисьмо ФНС от 17.07.

Кому идти?

По-хорошему, инспекторы хотят лицезреть непосредственно руководителя (ИП) или главного бухгалтера. Но на комиссию может прийти и какой-либо иной представитель налогоплательщика, в частности юрист компании, естественно, с доверенностью. Можно явиться и в большем составе, например главбух и юрисконсульт.

Главное, чтобы представитель не был формальным, отправленным на комиссию, что называется, для видимости. Он должен суметь выстроить конструктивный диалог с инспекторами, грамотно ответить на их вопросы и привести разумные и убедительные доводы по тем фактам, которые явились причиной вызова на комиссию (убыточность, низкие зарплаты и т. д.).

А значит, это должен быть человек, хорошо осведомленный о состоянии дел вашей фирмы или ИП. Присутствие на комиссии человека несведущего, не способного внятно объяснить те или иные факторы, — это лишний повод для инспекторов взять налогоплательщика на карандаш. В связи с этим если, к примеру, ваш директор не очень хорошо разбирается в налоговых делах компании, то лучше ему пойти вместе со специалистом на комиссию.

Тому, кто пойдет на комиссию, целесообразно загодя выстроить линию защиты. То есть продумать аргументы, которые помогут обосновать наличие у вас «подозрительных» обстоятельств. При этом можно запастись доказательствами вашей правоты, например расчетами, копиями документов, регистрами налогового и бухгалтерского учета. Многие бухгалтеры берут с собой заранее подготовленные пояснения и затем просят приобщить их к материалам заседания комиссии.

Так, например, низкую прибыльность можно объяснить кризисом, общим падением спроса и продаж, высокой конкуренцией, новым видом деятельности и т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания на стадии развития, необходимость привлекать займы, высокая трудоемкость.

А вообще бояться комиссий не надо, если, конечно, вы не злостный уклонист. По большому счету, это воспитательная работа с налогоплательщиками, не более. Хотя и с некоторыми элементами устрашения. К примеру, на «зарплатных» комиссиях, кроме самих инспекторов, нередко присутствуют представители ПФР, трудинспекторы, работники правоохранительных органов и прокуратурыПисьмо ФНС от 09.06.2016 № ЕД-4-15/10246@.

Если вкратце, то с вами побеседуют, настоятельно порекомендуют улучшить свои налоговые показатели, предупредят о возможности выездной проверки и отпустят с миром. Кстати, все данные вам рекомендации и срок для устранения нарушений будут изложены в протоколе заседания комиссии, с которым вас должны ознакомить под роспись. Если пожелаете, вам выдадут и копию протоколаПисьмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

В свою очередь, вы узнаете, какое досье есть у налоговиков на вашу компанию, сможете объективно оценить свои риски и, что называется, подстелить соломки на особо проблемные участки вашего налогового учета.

Итак, комиссия прошла. К чему готовиться? К тому, что вы теперь на особом контроле у ИФНС. И скорее всего, за вами будут какое-то время наблюдать на предмет того, учли ли вы рекомендации налоговиков.

Если же никаких положительных в налоговом плане сдвигов замечено не будет, с большой долей вероятности можно сказать, что вас включат в претенденты на выездную проверку.

Оцените статью
BunTorg
Adblock
detector