Акт об отсутствии в квартире жильцов

Соберите комиссию для подтверждения проживания в квартире незарегистрированных лиц

Вопрос о том, сколько на самом деле в квартире проживает человек, важен для управляющих организаций, ТСЖ и РСО. Количество проживающих влияет на расчёт платы за соответствующую жилищную или коммунальную услугу, если он производится с учётом числа прописанных в помещении потребителей.

Плата за большинство ЖКУ сегодня рассчитывается исходя из площади принадлежащей собственнику квартиры или по показаниям индивидуальных/общедомовых приборов учёта. Однако реальное количество потребителей в помещении важно, если расчёт платы за коммунальные услуги производится исходя из нормативов: при отсутствии или выходе из строя ИПУ.

Управляющие организации и ТСЖ заинтересованы в том, чтобы знать истинное количество потребителей, проживающих в квартире. Если по сведениям исполнителя КУ в помещении всего 1–2 человека, а на самом деле коммунальные ресурсы потребляет большая семья, то неучтённые в нормативе объёмы окажутся в КР на СОИ.

Не так остро вопрос стоит по квартирам, где ИПУ установить можно, но собственники этого не сделали. Тогда к нормативу применяется повышающий коэффициент, и это может значительно компенсировать некорректность расчётов из-за неточных данных о количестве потребителей.

Нормативы потребления электроэнергии в Карелии

В ПП РФ № 354 законодатели официально дали потребителям и исполнителям коммунальных услуг возможность урегулировать вопрос с незарегистрированными в квартире гражданами двумя способами: добровольно и принудительно.

Добровольно, это когда собственники квартиры или постоянно проживающий в ней человек направляет исполнителю КУ заявление о том, что в его жилом помещении есть временно, то есть более 5 дней, проживающие лица (п. п. 56, 57(1) ПП РФ № 354).

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Договор дарения земельного садового участка с домом

Акт об отсутствии в квартире жильцов

В таком заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество составителя документа, адрес и сведения о количестве временно проживающих потребителей. Также собственник должен указать дату начала проживания в квартире незарегистрированных лиц и, по возможности, дату их отъезда.

Подобное заявление владелец квартиры или постоянно там проживающий потребитель должен направить исполнителю КУ в течение 3 рабочих дней с момента, как в квартире появились временные жители. Однако случаи, когда собственники помещений в МКД пишут такие заявления, скорее исключение, чем правило.

Задача составить подобный акт сама по себе непростая: вряд ли хозяева «резиновых» квартир с охотой пустят представителей управляющей организации или ТСЖ к себе для проверки. Но если все-таки УО это удалось, то стоит чётко следовать требованиям ПП РФ № 354 к такому акту, чтобы усилия не пропали даром из-за технической ошибки.

Важность следовать всем требованиям ПП РФ № 354 к акту об установлении количества проживающих в помещении потребителей в сентябре 2019 года подчеркнул ВС РФ, подводя итог судебному делу № А56-102775/2018.

Управляющая организация смогла составить акт, в котором зафиксировала, что в квартире, где не установлены индивидуальные приборы учёта, проживают незарегистрированные лица. На основании этого документа УО стала вести расчёты платы за коммунальные услуги.

Собственник квартиры с завышенными начислениями не согласился и обратился с жалобой в орган ГЖН. Ведомство, проведя документарную проверку УО, вынесло компании предписание прекратить нарушение и сделать потребителям перерасчёт без учёта данных, которые указаны в акте.

Акт об отсутствии в квартире жильцов

Управляющая организация подала в суд иск с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным, поскольку она действовала в соответствии с п.п. 56, 57 ПП РФ № 354.

Суд первой инстанции отклонил иск управляющей организации, указав на то, что истец не исполнил всех требований к порядку составления акта об установлении фактически проживающих в квартире лиц. Акт не был вручён собственнику квартиры и не направлялся в органы внутренних дел.

Апелляционный суд решение первой инстанции отменил. Судья отметил, что содержание акта соответствует требованиям п. 56(1) ПП РФ № 354, и достоверность содержащейся в нём информации подтверждена проверкой. Ненаправление акта в органы внутренних дел не отменяет факта, что в квартире проживает больше человек, чем зарегистрировано. Следовательно, УО вправе рассчитывать плату за КУ согласно данным такого акта.

Орган ГЖН подал жалобу в кассационный суд, который вернулся к позиции первой инстанции, отменив постановление апелляционного суда. УО не выполнила всех требуемых от неё действий при составлении акта, не направив копию документа собственнику и в орган, уполномоченный на осуществление функций по надзору в сфере миграции.

Составленный акт не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нём количества проживающих граждан. ВС РФ подтвердил правильность позиции кассационного суда. Предписание органа ГЖН осталось в силе, и УО пришлось сделать перерасчёт платы за коммунальные услуги без учёта данных, указанных в акте.

Ненаправление акта в органы внутренних дел, которые составляют протокол об административном правонарушении по ст. ст. 19.15, 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ чаще всего становится причиной признания действий УО незаконными. Подобная позиция судей встречается, например, в делах № А54-4279/2015, № А50-22264/2015, № А13-7749/2014.

При составлении акта УО могут принять во внимание рекомендации, которые даны в «Методических рекомендациях по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением». Документ утверждён Департаментом ЖКХ и благоустройства г. Москва от 14.06. 2013 № 05-14-182/3.

Авторы документа рекомендуют проводить проверку для составления акта минимум два раза за расчётный период, и делать это целой комиссией. В такую комиссию следует включить представителей УО/ТСЖ и совета МКД, участкового уполномоченного полиции, хотя бы двух независимых свидетелей. Такие предосторожности помогут исполнителю КУ в суде доказать достоверность указанных в акте сведений.

Акт о непроживании – это нормативный документ, следовательно, его наличие позволяет инициировать официальные действия с целью наказать сонанимателя материально или лишить его регистрации в этом жилом помещении.

В превалирующем количестве случаев данный бланк заполняется с одной целью – подать исковое заявление в судебную инстанцию. Именно акт является документальным доказательством установленного и подтвержденного факта непроживания, на который суд может опереться при вынесении решения. Без его наличия выиграть судебную тяжбу не получится.

На основании составленного акта непроживающий гражданин может быть оштрафован, за что находится на постоянной основе не по месту регистрации. Штрафные санкции неприменимы лишь в том случае, если гражданин пребывает на территории этого же субъекта.

Назначение акта о непроживании

Акт о непроживании составляется в определенных случаях, а именно когда сонаниматель долго не проживает по адресу постоянной регистрации. Написание такого документа всегда преследует одну цель – собрать сведения для возможности дальнейшего признания того, что человек утратил право на данную территорию.

Инициатором такой процедуры становится собственник квартиры или частного дома. Чаще всего подобные прения происходят в том случае, когда один из жильцов, приобретя собственное имущество или переехав на постоянное место жительство к другому человеку, не желает выписываться с предыдущего адреса.

Акт об отсутствии в квартире жильцов

В акте следует как можно обширнее зафиксировать сложившуюся ситуацию. Важно установить, когда и по какой причине сонаниматель съехал. Есть ли в квартире его личные вещи. Для самого непроживающего жильца такой документ может таить в себе двойную опасность. С одной стороны его на этом основании могут выписать с указанного адреса, с другой стороны при отсутствии временной регистрации по иному месту жительства, к нему применимы меры административной ответственности. Это обусловлено обязанностью граждан подавать сведения о своем месте пребывания, если оно превышает 90 дней.

Порядок составления документа

Составление акта о непроживании возможно только после того, как факт длительного отсутствия по месту регистрации установлен. То есть для его написания должны быть основания. Ими считаются:

  1. Длительное непроживание по адресу прописки.
  2. Отсутствие платежей за коммунальные услуги.

Второй пункт является скорее дополняющим, чем основополагающим, но его наличие дает вспомогательные шансы инициатору.

После того как одно или два основных условий соблюдены, надо составить акт. Для его написания требуется:

  1. Уточнить, кто войдет в комиссионный состав. Для этого опрашиваются соседи на факт согласия принять участие в этом действе. Далеко не каждый живущий рядом человек имеет время и желание давать свидетельство такого рода.
  2. В назначенный час провести процедуру осмотра жилого помещения.
  3. В документе отражается факт отсутствия человека.
  4. Отдельно оговаривается присутствие его личных вещей в квартире.

Акт подписывается всеми членами комиссионного состава.

Собственники не спешат писать заявления исполнителям ЖКУ о том, что в их квартире живёт больше потребителей, чем официально зарегистрировано. Тогда у УО, ТСЖ и РСО есть право зафиксировать самостоятельно такие сведения, составив акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 56(1) ПП РФ № 354).

Правила составления такого акта прописаны в п. 56(1) ПП РФ № 354:

  1. В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, сведения о количестве временно проживающих потребителей. Если есть возможность определить, с какого времени незарегистрированный человек проживает в квартире, то ставится дата начала временного пребывания. При этом важным условием для проставления такой даты является наличие подписи владельца квартиры.
  2. Акт должен быть подписан исполнителем КУ и собственником помещения. Если собственник отсутствует в квартире во время составления акта или отказывается его подписывать, то в документе обязательно проставляется пометка об этом. Также необходимо, чтобы в такой ситуации акт подписали не менее 2 потребителей и член совета МКД/председатель ТСЖ.
  3. Один экземпляр акта необходимо передать собственнику квартиры/постоянно проживающему потребителю. Если он отказывается брать документ, в акте также об этом должна быть поставлена отметка.
  1. Акт в течение 3 дней с момента его составления обязательно направляется исполнителем КУ в органы внутренних дел.

Кто вправе составить акт

Инициатором составления акта о непроживании обычно становится собственник квартиры. А вот его непосредственным оформлением могут заниматься разные представители, например, работники управляющей компании или ТСЖ. Но на практике применяется упрощенный вариант составления справки, когда владелец привлекает в свидетели своих соседей, не менее трех человек, которые будут подтверждать отсутствие человека по этому адресу.

На сегодняшний день есть специальные фирмы, которые при обращении владельца, могут взять на себя выполнение данной миссии. Эти услуги платны, зато значительно упрощают жизнь самому владельцу, ведь процесс выселения крайне тяжел.

Содержание документа

Специальных бланков законом не предусмотрено, поэтому писать его следует в произвольной форме. Но это не отменяет обязательность присутствия в нем некоторых данных. Акт должен содержать такие сведения:

  1. Данные членов комиссии. Если это соседи то вносится паспортная информация, а служащие административных структур прописывают ФИО и должности.
  2. Информация об инициаторе процедуры — ФИО, адрес регистрации, паспортные данные.
  3. Данные о лице, не проживающем на этой территории и по отношению, к которому ведется процесс. Вписываются его ФИО, место прописки.
  4. Оговаривается тот факт, что комиссия не застала его дома.
  5. Если в квартире есть личные вещи отсутствующего это также фиксируется.
  6. При наличии информации о том, где он сейчас живет, ее тоже следует отразить в акте.
  7. Проставляется дата осмотра.
  8. Все члены комиссии и собственник ставят подписи.

Основания оформления акта и законодательное регулирование вопроса

В соответствии со ст. 16 Постановления Правительства от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета …», лицо, которое выехало за пределы постоянного места проживания, в течение недели должно прописаться по новому адресу. Однако поскольку многие граждане упускают этот момент, спустя время им или владельцу жилья приходиться доказывать, что человек по адресу прописки не живёт.

Нормативные акты РФ не регламентируют правила оформления таких бумаг, поэтому они могут быть составлены как от руки, так и в печатном варианте. Главное — это соблюдение порядка изложения информации и соответствующее количество копий составленного акта.

Данные членов комиссии указываются достаточно развернуто, сделано это с целью возможного подтверждения описанных сведений, а при необходимости и вызова этих лиц в суд для дачи свидетельских показаний.

Правила составления акта просты, но сама процедура может занять много времени и быть довольно тяжелой для ее инициаторов. Наличие множества личных вещей непроживающего сонанимателя является негативным фактором, так как свидетельствует косвенно о том, что жилец не планировал съезжать надолго.

Обращение в специализирующуюся на данном вопросе компанию может значительно облегчить процесс составления данного документа.

На заметку

Наличие в ПП РФ № 354 законных оснований для исполнителя КУ составить акт о проживании в квартире большего количество потребителей, чем официально зарегистрировано, не помогает УО и ТСЖ справляться с «резиновыми» квартирами, где не установлены ИПУ.

Сначала им достаточно сложно составить акт о том, что в помещении есть временно проживающие лица, а затем доказать надзорным ведомствам и суду, что они имеют право учитывать данные акта при расчёте платы за ЖКУ.

Если УО или ТСЖ решили всё-таки добиться правды, установить количество проживающих в квартире потребителей и составить акт, то им следует точно соблюдать требования ПП РФ № 354 к этому процессу. Им необходимо сделать в акте все необходимые отметки, поставить подписи, направить экземпляр документа собственнику квартиры и в орган внутренних дел.

Оцените статью
BunTorg