Ресурсоснабжающие организации что это такое

Для чего это сделано?

«Смысл вступивших в силу изменений в Жилищный кодекс – это попытка законодателя попробовать упростить собственникам и нанимателям жилых помещений процедуру заключения напрямую с ресурососнабжащими организациями договоров, в случае если управляющая компания по каким-либо причинам не исполняет надлежащим образом свои обязанности и качество ее услуг оставляет желать лучшего.

«Прямые договоры – это некая попытка введения института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом в сфере ЖКХ.

Как группа управляющих компаний мы, конечно, за переход на прямые договоры и прямые платежи. Это избавит нас от ненужного посредничества при контроле денег потребителей, которые транзитом идут через наши счета на счета поставщиков ресурсов. Для нас это лишняя нагрузка – никаких наценок сверх установленного ресурсоснабжающими организациями мы не делаем, выгоды от этого посредничества для нас нет никакой.

В среднем управляющие компании доплачивают ресурсоснабжающим организациям за недобросовестных потребителей от 5% до 30%. Эти деньги мы вынуждены «изымать» из планируемых затрат на текущий ремонт и содержание домов – так и получается, что вместо покраски подъездов или замены окон на лестницах мы оплачиваем счета тех, кто сам за коммуналку не платит. А при больших неплатежах населения управляющая компания становится вечным должником ресурсоснабжающей организации – до благоустройства ли тут?

К тому же прямые договоры потребителей с поставщиками ресурсов снимают с нас примерно половину проблем, связанных с недолжным оказанием услуг со стороны монополистов. Ведь в таком случае ресурсоснабжающие организации отвечают за то, что происходит на пути ресурса к дому – а мы за то, что случается внутри дома.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Как составить акт об уничтожении документов в 2020 году

Сейчас чуть что не так – потребители идут к нам, и мы вынуждены разбираться с поставщиками ресурсов. А так зоны ответственности будут четко разграничены. И если, допустим, где-то прорвало трубу и в дом не поступает отопление – это проблема ресурсоснабжающей организации. А если трубу прорвало в подвале – тот тут уже да, наша зона компетенций, и мы с ней работаем.»

Что такое ресурсоснабжающая организация

«С переходом на прямые договоры удастся минимизировать риски банкротства управляющих компаний и связанных с этим последствий. Напомню, что в результате банкротства управляющих организаций жильцы многоквартирных домов могут столкнуться с изменением тарифов, цен и качества предоставляемых услуг по соглашениям, заключенным ранее.

Также переход поможет избежать «так любимой» для управляющих организаций солидарной ответственности всех жителей за неплательщиков – то есть, когда долги жильцов-неплательщиков раскидывают на добросовестных соседей. Как бы это не казалось абсурдным, управляющая организация вправе распределять долги на соседей пропорционально размеру их общей площади, однако все расходы на общедомовые нужды не могут превышать установленного в регионе норматива, а разницу вынуждена оплачивать управляющая организация.»

Основные определения и понятия

Деятельность РСО контролируется несколькими правовыми актами: постановлениями правительства, ЖК РФ, ФЗ №176.

К данному типу компаний относят организации, которые предоставляют:

  • электричество;
  • газ;
  • тепло;
  • воду;
  • транспортировку и хранение вышеперечисленных ресурсов.

Также подобного правового статуса удостаиваются компании, которые оказывают такие услуги как избавление от насекомых и мелких вредителей (крыс, кротов и т.д.), вывоз ТБО, реализация уличного освещения и т.д. Всем известные ГорГаз и Энергосбыт – типичные примеры РСО.

Управляющая компания – это юридическое лицо, призванное эксплуатировать жилые дома и регулировать действия подрядных организаций. Действуют УК на основании договоров с владельцами квартир. Управляющая компания – это посредник между жильцами и РСО. Она отвечает за передачу денежных средств собственников квартир за оплату услуг компаний, занимающихся предоставлением ресурсов. УК – выступает в качестве исполнителя услуг, а РСО в свою очередь является субподрядчиком.

Из этого следует, что РСО не могут выступать в качестве УК, так как они ограничены лишь одним родом деятельности и не имеют права принимать участие в управлении домом. Однако допустимы прямые расчеты между РСО и жильцами на основании официальных договоров.

Взаимодействие между РСО и потребителями происходит по правилам, регламентированным в правовом поле Российской Федерации.

Ведение хозяйственных дел в многоквартирных жилых домах (МКД) является прерогативой управляющих компаний (УК) или товариществ собственников жилья (ТСЖ). Но для полноценной организации быта жильцов подобным объединениям требуется помощь поставщиков коммунальных услуг. Они обеспечивают поставку ресурсов — воды, газа, электричества, тепла — к жилому помещению потребителей.

Ресурсоснабжающие организации  что это такое

При этом договора на предоставление коммунальных услуг заключают представители жильцов МКД — УК и ТСЖ. Поэтому ресурсоснабжающие организации по отношению к потребителям являются подрядчиками, или контрагентами.

РСО отвечают за предоставление гражданам следующих ресурсов:

  • электрической энергии;
  • водоснабжение;
  • обслуживание канализации;
  • тепловой энергии;
  • газоснабжения.

Также ресурсоснабжающие организации предоставляют твердое топливо, отвечают за транспортировку и обслуживание обозначенных ресурсов.

Дополнительно могут быть оказаны следующие виды услуг:

  • дезинсекция насекомых и грызунов;
  • вывоз мусора и твердых бытовых отходов;
  • предоставление доступа к коллективным телевизионным антеннам;
  • организация освещения придомовых площадок МКД.

Правовая оценка деятельности РСО заключается в том, что, являясь, по сути, юридическим лицом, но за счет многочисленного потребительского охвата, они становятся монополистами на рынке предоставления коммунальных услуг.

Правила, по которым производится предоставление коммунальных услуг, регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Жилищным кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом № 176 от 29 июня 2015 года;
  • постановлениями правительства РФ №№ 124, 307, 354 и 1498.

Правительство на государственном уровне регулирует деятельность ресурсоснабжающих организаций:

  • определяет порядок утверждения цен за коммунальные услуги;
  • рассчитывает тарифы на ни, приводит экономическое обоснование своим решениям;
  • устанавливает правила начисления денежных средств за потребленные ресурсы.

С какими сложностями могут столкнуться собственники, если примут решение перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающами организациями?

На сегодняшний день большинство россиян платят за коммунальные услуги (канализацию, воду, электроэнергию) через управляющую компанию. Однако существует и другой вариант – оплата ЖКУ напрямую поставщикам коммунальных услуг по квитанциям.

Согласно закону, между РСО и управляющей компанией существует договор, по которому РСО поставляет ресурс, а управляющая компания его оплачивает. Договором предусмотрены меры воздействия на должника: от переговоров до обращения в суд, вплоть до инициации банкротства УК.

Обычно на стадии переговоров УК идет на частичные уступки и покрывает часть долгов, чтобы избежать тяжб, но полностью вопрос не решается и дефицит остается, что ставит под угрозу работу РСО. Напрямую взыскивать долги с жильцов в случае наличия договора с УК нельзя, так как у РСО с жильцами нет договорных отношений.

Один из возможных радикальных вариантов решения проблемы — инициация банкротства управляющей компании. Подробнее о процедуре банкротства УК здесь.

Минусы банкротства в том, что в случае принятия судом положительного решения, РСО является получателем средств третьей очереди, что предполагает распределение имеющихся у УК средств по остаточному принципу. Все долги в этом случае невозможно будет покрыть.

Взыскание по суду обычно затягивается и длится годами, так как выплаты по суду должны быть регулярными, но могут быть растянуты на периоды. Кроме того, выплаты могут производиться только из прибыли организации, но не из поступлений жильцов за другие услуги. А прибыль УК обычно небольшая.

Также РСО может инициировать смену управляющей компании, изменение формата управления переход на расчеты напрямую с РСО, если долг управляющей компании не погашен в течение 3 месяцев.

Также новым постановлением, которое проходит рассмотрение в Государственной Думе, предусмотрены пенни в пользу РСО, если УК не исполняет обязательства (Также поправками предусмотрены штрафы в пользу ресурсоснабжающих организаций, если управляющая компания не вовремя или не полностью рассчиталась за потребленный коммунальный ресурс.

Штраф рассчитывается в размере 1/70 ставки рефинансирования ЦБ, зафиксированной на момент оплаты.) Однако обычно сложность заключается в том, что УК не с чего платить или она не планирует расставаться с собственными средствами в принципе.

На сегодняшний день задолженности УК за коммунальные ресурсы, предоставляемые РСО, приобретают макроэкономический характер, ведь в масштабах нашей страны суммы долгов исчисляются в миллиардах рублей. Кроме этого, налицо тенденция роста этих задолженностей.

Эксперты в сфере ЖКХ видят единственный выход из этой ситуации: он состоит в том, чтобы наниматели и собственники жилых помещений оплачивали коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям, миную управляющую компанию.

Михаил Егорин, генеральный директор ГОУП «Мурманскводоканал»: «Прямые расчеты с населением нам гарантируют достаточно высокий уровень платежей. В прошлом году это было 97 процентов, в нынешнем — чуть поменьше.

Был случай, когда одна из УК заплатила нам всего лишь два процента от средств, собранных с жильцов».

Это приводит к более оперативному поступлению средств, пониманию, какова реальная ситуация по долгам.

Однако тут нужно понимать, для РСО понадобиться соответствующее программное обеспечение для организации такой работы, например, онлайн-системы «Всеведа», благодаря которому можно без труда рассчитывать начисления ЖКУ, а также:

  • напрямую выставлять населению квитанции, которые соответствуют закону;
  • не тратить ресурсы на длительные расчеты начисления – система делает это автоматически;
  • возможность иметь доступ ко всем данным из любой точки мира;
  • увеличить количество домов на обслуживании;
  • получить довольных, а главное, вовремя платящих клиентов.

Коммунальные услуги мы потребляем ежедневно. Это электроэнергия, холодная и горячая вода, водоотведение, тепло, газ. Поставляют нам услуги ресурсоснабжающие организации непосредственно, либо через посредников в лице управляющих компаний. Что же обязана компания, предоставляющая коммунальные услуги (ресурсоснабжающая организация)?

Может ли ресурсоснабжающая организация выполнять функции УК?

Эти обязанности определены «Правилами предоставления коммунальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.

Если коммунальные услуги оказывает управляющая компания (ТСЖ и т.п.), она должна своевременно заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями о приобретении необходимых ресурсов, а также проводить техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем.

Для получения оплаты за коммунальные услуги компания должна производить расчет размера оплаты за предоставленные услуги. Если имеются основания для перерасчета, например, в связи с предоставлением услуг ненадлежащего качества, с длительными перерывами, за период временного отсутствия жильцов в квартире, производить перерасчет.

Каждый потребитель коммунальных услуг имеет право проверить правильность расчета платы за услуги, задолженности или переплаты, неустойки (пени). Такая проверка должна быть произведена непосредственно при обращении потребителя, ему обязаны выдать документы с правильно начисленными платежами, которые по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.

Если в доме установлен общедомовой прибор учета ресурса (а кроме газа такие приборы уже должны быть установлены в каждом доме), компания обязана ежемесячно снимать его показания с занесением в журнал учета.

Показания общедомового прибора учета должны храниться в организации не менее 3 лет.

Компания обязана принимать от граждан показания индивидуальных приборов учета любыми удобными для них способами (лично, по телефону, через сеть Интернет и др.), либо самостоятельно снимать показания индивидуальных приборов учета. Также она должна проводить сверку показаний счетчиков и проверять достоверность предоставленных потребителями сведений.

Не реже одного раза в квартал организация должна доводить до потребителей путем указания в платежных документах информацию о сроках и порядке передачи показаний счетчиков, о последствиях непредставления этих сведений,  последствиях недопуска в квартиру уполномоченных организации для проверки состояния прибора учета и сверки данных учета, о последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и самостоятельного подключения потребителя к инженерным сетям.

Каждый жилец дома может обратиться в компанию с жалобой (заявлением, обращением, требованием или претензией) на качество предоставляемых услуг. Они должны быть  зарегистрированы установленным порядком, и в течение трех рабочих дней потребителю должен быть дан ответ в их удовлетворении или отказе в удовлетворении с указанием причин отказа. В компании должен вестись учет жалоб (обращений).

В случае каких-либо обстоятельств, влияющих на качество предоставления услуг (аварий и т.п.) компания обязана в течение суток информировать граждан о причинах и предположительной продолжительности предоставления коммунальных услуг пониженного качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Если предполагается плановый перерыв в предоставлении услуг, либо снижение их качества, об этом потребители должны быть извещены не позднее, чем за 10 суток до начала перерыва.

Для того чтобы проверить правильность начисления платы за коммунальные услуги, каждый потребитель имеет право обратиться в компанию с письменным заявлением.

Если собственники не хотят переходить на прямые договоры, возможен ли переход по инициативе управляющей компании?

«Для того чтобы платить напрямую поставщику за холодную и горячую воду, электричество, газ, отопление и водоотведение собственники квартир должны сначала собраться на общее собрание, затем на нем принять соответствующее решение, зафиксировать его в протоколе и передать документ в ресурсоснабжающую организацию (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).»

«Прямой договор считается заключенным с даты принятия соответствующего решения общим собранием. Срок вступления договора в силу может быть перенесен ресурососнабжающей организацией не более чем на три месяца, о чем она должна уведомить собственников помещения в течение пяти рабочих дней с даты получения ресурососнабжающей организацией протокола и решения общего собрания (подп. 1 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).»

«Нет, у управляющей организации таких полномочий нет.»

Что такое ресурсоснабжающая организация: как с ней работать

«Законодатель сделал попытку предотвратить возможные злоупотребления со стороны управляющей компании: в таком случае она будет обязана уплатить собственникам штраф в двухкратном размере суммы, которую собственник уплатит по такому счету (п. 5 ст. 3 Закона № 59-ФЗ). Данная норма работает, в случае если платеж был совершен.

Новое в правилах оплаты коммунальных услуг и задолженностей по ним. Ответственность ресурсоснабжающих организаций и потребителей услуг

«Если с неплательщиками в отношении пользования ими услуг в своей квартире все ясно, то проблема накопления долгов дома перед ресурсоснабжающими организациями остается. И принцип работы с таким долгом пока законодателем не разъяснен. Правда, за сбор этих средств будет отвечать обслуживающая компания, если это будет предусмотрено в вашем договоре.

Кстати, такие долги могут переложить на плечи добропорядочных собственников, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 ответственность по уменьшению потерь того или иного ресурса, а также необходимость борьбы с незаконными подключениями и действий по сокращению долгов можно вполне законно переложить на плечи жителей.»

Законодателями в 2013 году был разработан проект закона, предусматривающий новые права, обязанности, и ответственность для обеих сторон жилищно-коммунальных правоотношений. Ввести в действие закон планируется уже с первого января будущего года. Рассмотрим, какие же новинки предусмотрены данным проектом.

Условно, все нововведения закона, можно подразделить на две группы:-новые правила, касающиеся ресурсоснабжающих организаций-нововведения для потребителей коммунальных услуг.

Начнем разговор с первой группы новинок – с новых правил, в отношении ресурсоснабжающих организаций.

Что такое ресурсоснабжающая организация: как с ней работать

Прежде всего, этим организациям предоставлено новое право: право в одностороннем порядке расторгать договор на поставку коммунального ресурса, заключенный с товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом, а также с управляющей организацией.

Ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке расторгнуть указанный договор, при превышении задолженности за поставленные коммунальные ресурсы, стоимости соответствующего коммунального ресурса за три и более расчетных периода.

При этом, наличие задолженности должно быть признанно управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным (иным специализированным потребительским) кооперативом, или подтверждено решением суда. При расторжении, права и законные интересы потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате, должны быть защищены, путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией, вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным лицом.

-при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, уплачивается неустойка в размере 10% от разницы между неправильно определенной платой и суммой, рассчитанной в порядке, установленном Правительством РФ.

Иной размер неустойки может быть предусмотрен соглашением сторон.

-при предоставлении некачественных коммунальных услуг или перерывах, превышающих установленную продолжительность, размер неустойки составит 30% от величины среднемесячной платы за коммунальную услугу за 6 месяцев, предшествующих периоду, когда было обнаружено нарушение. Иная сумма может быть определена соглашением сторон.

Не менее важные нововведения законопроект содержит и в отношении потребителя коммунальных услуг, и, прежде всего, в части, касающейся неоплаты данных услуг. Все знают, что за неоплату жилого помещения и коммунальных услуг должники уплачивают неустойку (пени).

Законом планируется увеличить размер неустойки с одной трехсотой, действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, до одной стосемидесятой ставки рефинансирования.

При этом, на сегодняшний день, уплата неустойки законодательно предусматривается только ЖК РФ, то есть, установлена законом только за просрочку оплаты за квартиру. В случае же с поставками энергоресурсов, неустойка прописывается, обычно, только в заключенном договоре с потребителем.

Так же, очень важной новинкой законопроекта, является введение правила об ограничении права граждан распоряжаться жилым помещением в случае непогашения задолженности по квартплате.

Проект устанавливает, что на основании решения суда, судебные приставы, в рамках исполнительного производства по инициативе взыскателя, если долг превышает стоимость соответствующих услуг за шесть расчетных месяцев, вправе будут установить ограничение (обременение) прав на жилое помещение.

Данное ограничение обязательно должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.  Для того, чтобы вновь получить возможность распоряжаться имуществом, должнику необходимо погасить свои задолженности – только после этого обременение будет снято.

Составление прямых договоров с РСО – прерогатива жильцов. У такой формы сотрудничества есть равнозначные минусы и плюсы. Наиболее оптимальна она для домов с небольшим количеством квартир, так как в таком случае гораздо проще решать коллективные вопросы (чем меньше участников – тем проще прийти к компромиссу).

Работа РСО полностью согласуется с заключенным с УК договором. Для документального оформления взаимодействия, между УК и РСО составляется агентский договор, соответствующий основным требованиям закона, включая закон о правах потребителя. Детали оказания услуг и действующие нормы приводятся в условиях прилагаемых документов. Однако, помимо УК, при соблюдении определенных условий, заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией могут и сами жильцы.

Разъяснения относительно требований к контракту с ресурсоснабжающей организацией приводятся в письмах Минрегиона РФ от 2007 года № 21492СК/07 и № 2479РМ/07. В частности, даются указания о необходимости соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг к следующим положениям договора:

  • права и обязанности участников договорных отношений;
  • порядок указания услуги (включая подачу ресурса, а также водоотведения);
  • требования к качественным характеристикам предоставляемых РСО услуг;
  • расчеты определения оплаты ресурсов, поставляемых и отводимых;
  • ответственность после подписания контракта;
  • положения относительно условий приостановки подачи ресурсов или ограничения поставляемых объемов.

Прямые договора, заключенные с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать аналогичные положения и соответствовать тем же требованиям к юридическому оформлению документов.

Право на заключение прямого договора собственником с ресурсоснабжающей организацией появилось сравнительно недавно. На самом деле, возможность сотрудничать напрямую заложена в нормах ЖК РФ, позволяя конечным потребителям:

  • напрямую вносить плату за потребленный объем ресурсов организации-исполнителю;
  • взаимодействовать с РСО при возникновении претензий к тому, как исполняются услуги.

Меньше всего проблем возникает при заключении договора напрямую с момента сдачи нового дома в эксплуатацию, т.е. до того, дом переводится на обслуживание в управляющую компанию. Для домов, которые в течение длительного времени уже обслуживались через УК, ситуация более сложная: возникают нерешенные проблемы, накапливается задолженность по оплатам через УК со стороны населения, либо долги УК перед РСО.

Накопившиеся проблемы и возможные взаимные претензии между тремя сторонами значительно затрудняют процесс перехода на прямое сотрудничество. В апреле 2015 года управление МКД напрямую, за исключением домов с числом квартир в пределах 16 квартир, было прекращено согласно п.5 ст.7 закона №255-ФЗ.

Однако, сотрудничество с РСО напрямую все же возможно, если договор заключается с конечным собственником жилья с последующей прямой передачей денежных средств в счет оплаты предоставленных ресурсов. Сам дом, при этом, по-прежнему остается под управлением УК. Подобное право закреплено ЖК РФ и Постановлением Правительства №354 (2011г.).

В 2017 году участие управляющих организаций при взаимодействии между потребителем и поставщиком коммунальных ресурсов не требуется, если соблюдены следующие условия:

  1. Решение о переходе к данному способу управления принято общим собранием всех проживающих в МКД.
  2. Потребителями коммунальных ресурсов являются владельцы помещений из нежилого фонда.
  3. Истек срок действия действовавшего ранее договора с управляющей организацией.
  4. Пользователем ресурсов является собственник частного домовладения.
  5. Ресурсоснабжающей организации не были оплачены услуги за последний трехмесячный период, если плательщиком является ТСЖ.

Инициативу для заключения прямого договора обязан проявить сам жилец. Прежде, чем заключать договор о прямом сотрудничестве, минуя УК в роли посредника, необходимо оценить возможные негативные последствия и преимущества от подобной организации взаимодействия. Считается, что прямой способ поставки услуг и оплаты за них оптимален для небольших домов с минимальным числом квартир, что позволит быстрее принимать общие решения всем коллективом жилого дома.

Что такое ресурсоснабжающая организация: как с ней работать

Российским законодательством определено множество разновидностей договоров. Гражданское законодательство провозглашает свободу договора. Но в сфере предоставления коммунальных услуг есть свои нюансы.

Соглашение на поставку коммунального ресурса являются разновидностью договора купли-продажи. Обязанность УК заключать договора с ресурсоснабжающими организациями предусмотрена пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ.

А в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и постановлением правительства № 124 от 14 февраля 2012 года утверждены правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.

А по инициативе ресурсоснабжающей организации?

«Да, сама ресурсоснабжающая организация может стать косвенным «виновником» заключения прямых договоров с потребителями. Это произойдет тогда, когда управляющая организация накопила двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов. Процедура регламентирована Законом № 59-ФЗ. В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией – после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья.

«Как уже было сказано, собственников помещений проинформируют одновременно с направлением уведомления об отказе от договора путем размещения информации в общедоступных местах. По истечении 30-дневного срока с даты отправки уведомления в адрес управляющей компании прямой договор между ресурсоснабжащей организацией и каждым собственником помещения в многоквартирном доме будет считаться заключенным (подп. 2 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).»

Особенности заключения прямого договора собственников жилья с РСО

В данный момент решается вопрос о предоставлении возможности перехода на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Пользователи коммунальных услуг вправе оформлять подобные соглашения в следующих случаях:

  • если они являются владельцами частных жилых помещений;
  • если жильцами МКД на собрании был избран конкретный способ управления имуществом (такое решение обычно принимается в домах с небольшим количеством квартир, например, до 16);
  • услуг являются собственники нежилых помещений;
  • до вступления в силу нового договора;
  • есть значительная сумма задолженности перед РСО (более 3-х месяцев).

В рамках этих условий собственники квартир могут подписывать прямые договора и производить прямые расчеты с РСО. В этом есть и свои положительные моменты:

  • можно привлекать подрядчиков для заключения краткосрочных соглашений — это позволяет экономить средства при оплате коммунальных услуг;
  • отсутствует механизм коллективной ответственности — собственники жилья не страдают от неразумных действий соседей, должников;
  • пользователи не несут затраты на содержание штата УК;
  • снижается вероятность банкротства УК, т.к. на счета РСО средства поступают напрямую от пользователей.

Существует и некоторые недостатки в переходе на прямые договора с РСО:

  • низкая эффективность при управлении многоквартирным домом;
  • появляются проблемы при перерасчете коммунальных услуг.
  • для решения важных вопросов необходимо проводить частые собрания, на которых сложно бывает достичь консенсуса;
  • нет возможности проведения капитального ремонта МКД с привлечением финансовых средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
  • оплата за коммунальные услуги осуществляется потребителями в разных кассах и в различных местах.

Ресурсоснабжающие организации имеют право выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг, если управление домом осуществляется непосредственно владельцами квартир (т.е. минуя УК).

В таких ситуациях обычно выбирается один уполномоченный представитель из жильцов, на которого составляется договор с РСО. Регулируется данное сотрудничество на основании постановления правительства РФ №354.

Прямые расчеты с РСО несут в себе ряд положительных сторон:

  1. Пропадает необходимость в коллективной ответственности. Иными словами, при осуществлении прямых расчетов, УК не будут компенсировать задолженности неплательщиков за счет средств, которые выделяются на кап.ремонт и содержание здания.
  2. Минимален риск банкротства УК, так как она не будет принимать участия в расчетах за коммунальные услуги.

Имеются и отрицательные особенности:

  1. Снижается вариативность способов оплаты коммунальных услуг. Львиная доля управляющих компаний сотрудничает со всеми платежными системами и внести средства можно, не выходя из дома (интернет-банкинг, автоплатежи и т.д.). При расчетах с РСО придется обращаться в кассы.
  2. Перерасчет коммунальных услуг будет затруднен, ибо ресурсоснабжающие организации не специализируются на данном аспекте.

С 2017 года стало возможным заключение договоров между собственниками жилья и РСО напрямую, то есть без участия УК. Это допустимо в следующих ситуациях:

  1. Данная форма управления выбрана на общем собрании жильцов. Актуально для домов с небольшим количеством квартир.
  2. Пользователями услуг выступают владельцы нежилых помещений.
  3. Когда закончилось действие договора между УК и жильцами. С составлением нового договора, управляющая компания вновь возлагает на себя обязанности исполнителя коммунальных услуг.
  4. В качестве пользователя ресурсов выступает владелец частного дома.
  5. У ТСЖ имеются долги перед РСО, превышающие среднюю стоимость услуг за последние 3 месяца.

В любой из представленных выше ситуаций жильцы дома могут заключить прямой договор со своей ресурсоснабжающей организацией.

Что такое ресурсоснабжающая организация: как с ней работать

У такого сотрудничества можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы:

  • отсутствие затрат на обеспечение бюрократического аппарата УК;
  • жильцы получают возможность сотрудничать с любыми подрядными компаниями, в том числе и на краткосрочной основе, на этом можно сэкономить, выбирая более выгодные предложения.

К минусам можно отнести:

  • управление домом становится менее эффективным, общие собрания жильцов далеко не всегда позволяют решать поставленные задачи;
  • теряется возможность осуществить капитальный ремонт здания с использованием денег из фонда содействия реформированию ЖКХ.

На видео о прямом сотрудничестве с ресурсоснабжающими организациями

Ответственность РСО за ошибки в расчетах

Согласно федеральному закону №176, вкупе с ЖК РФ, начисление коммунальных платежей – это прерогатива исполнителя услуг. В случае допущения даже мелких ошибок в расчетах, на организацию налагается штраф в размере 50% от исходной суммы.

Если был выявлен факт ошибки в расчетах, необходимо подать письменное заявление в соответствующую компанию. Если исполнитель услуг не предпринял каких-либо действий, следует обращаться с жалобой в РосПотребНадзор.

В большинстве случаев исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая компания. Ситуация в стране такова, что подобные организации нередко банкротятся, нарушают законы и осознанно завышают цены на свои услуги. В этой связи на государственном уровне было разрешено производить прямые расчеты между РСО и жильцами квартирных домов. Данная мера призвана улучшить качество предоставления коммунальных услуг и сделать оплату максимально прозрачной.

Юридически границы ответственности с ресурсоснабжающими организациями обозначены в федеральном законе № 176 от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ», в котором обозначено, что ответственность за неверное начисление коммунальных платежей возлагается на исполнителя. При нарушении порядка начислений ответственность выражается в выплате 50 % от суммы финансовых недочетов.

Если реакции на заявление не последует, необходимо жаловаться в Роспотребнадзор. Разбирательство можно также инициировать путем обращения в прокуратуру или в суд.

Сфера ЖКХ по-прежнему остается самой проблемной в России. Управляющие компании часто банкротятся, увеличивается число просроченных платежей, услуги постоянно растут в цене, становясь необоснованно высокими, качество сервиса, наоборот, оставляет желать лучшего.

Все эти проблемы и стали основанием для внедрения практики прямых расчетов. Правительство полагает таким образом повысить качество предоставляемых услуг и прозрачность расчетов.

Порядок оплаты общедомовых нужд

ООО НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Проблемы хоз. субъектов — деятельность, создание, ликвидация, долги » Спор между УК и ресурсоснабжающей организацией по долгам

У Вас есть ответ на этот вопрос? Вы можете его оставить, нажав на кнопку

  • отзывов: 242 Личная консультацияДля взыскания денег Управляющая Компания может «нанять» Ресурсоснабжающую организацию как агента (к примеру, на основании агентского договора).Также, вероятно, она имеет право передать Ресурсоснабжающей организации право требования долга на основании договора уступки права требования (или договора цессии).Впрочем, такой договор можно попытаться оспорить — на том основании, что долг неразрывно связан с личностью должника.Ответ основан на информации, которая была изложена в вопросе. Опубликованное мнение может не совпадать с позициями других юристов.

Похожие вопросы

Имеет ли право колекторное агенство требовать долги за продукцию приобретенную через сетевой маркетинг?читать ответы (1)

Что такое ресурсоснабжающая организация: как с ней работать

Имеет ли право обслуживающая организация МКД взимать плату за предоставленные коммунальные услуги, конкретно за водоотведениечитать ответы (1)

Имеет ли право ресурсоснабжающая организация брать деньги за подключение домов, объектов? Как можно обределить ценучитать ответы (1)

Имеет ли право ресурсоснабжающая организация изменять сроки предоставления общедомовых приборов учета, если да, то начитать ответы (1)

Договор о переводе долга должен содержать указание на сделку, порождающую обязательство, отсутствие этой информации является основанием для того, чтобы считать договор о переводе долга беспредметным и, соответственно, незаключенным. Поскольку соглашение является незаключенным, оно не может быть признано недействительным согласно ст.

168 ГК РФ.

Как события будут развиваться дальше, предсказать трудно, однако после судебного разбирательства новая управляющая компания оказалась в более выгодном положении, так как договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией, по всей видимости, у нее уже были установлены, в то время как соглашение о переводе долга признано незаключенным.

Например, в Постановлении ФАС УО от 10.01.2008 № Ф09-10951/07-С4 новая управляющая компания сослаласьна решение общего собрания собственников и договоры, заключенные между ней и собственниками жилых помещений на управление домом.

Что такое ресурсоснабжающая организация: как с ней работать

Согласно данным документам жители дома уступили новому управляющему право требования исполнения обязательств по содержанию общего имущества в доме, по текущему ремонту дома, не проведенному прежним управленцем, а также право требования возмещения расходов в связи с проведением этого ремонта новой компанией.

УК – исполнитель коммунальных услуг Посредническая роль УК заключается в выполнении функций исполнения коммунальных услуг. В этом плане УК выступает как исполнитель коммунальных услуг, как перед жильцами, так и перед РСО:

  1. В первом случае ответственность заключается в своевременной и непрерывной поставке ресурсов.
  2. Ответственность перед РСО заключается в своевременной оплате поставленных ресурсов.

Таким образом, возникают два разных договорных отношений по одному и тому же поводу. С одной стороны, УК заключает договор обслуживания с жильцами многоквартирных домов, с другой с РСО.

Примерно такую цель имеет агентский договор и между ТСЖ и ресурсоснабжающей организацией.

Постановление № 124 Весь порядок образования подобного правоотношения достаточно подробно регламентирован 124 Постановлением Правительства РФ для управляющих компаний.

Teplosamara

Не стоит забывать о заключении другого соглашения – договора цессии (уступки права требования).

Как правило, эти два договора взаимосвязаны, в частности в счет оплаты за уступаемое право требования прекращаются обязательства цедента (прежней управляющей компании) перед цессионарием (новым управленцем), возникшие на основании договора перевода долга, что свидетельствует о получении ответчиком встречного предоставления по последнему договору.

Что такое ресурсоснабжающая организация: как с ней работать

Обратимся к Правилам предоставления коммунальных услуг[1].

В них предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении энергоресурсов непосредственно с соответствующей снабжающей организацией.

Данные положения применяются лишь в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали непосредственное управление многоквартирным домом (Постановление ФАС СКО от 24.01.2008 № Ф08-8391/07).

Внимание

Как показывает практика, к такому решению жильцы приходят нечасто, поэтому управляющей организации, ТСЖ или ЖСК приходится от своего имени заключать договоры с коммунальщиками.

Что такое ресурсоснабжающая организация: как с ней работать

Ресурсоснабжающие организации заинтересованы в погашении долгов, а у новой управляющей компании больше возможностей это сделать (она управляет текущими денежными потоками в рамках управления домом).

Поэтому при оформлении договорных отношений с новой управляющей организацией они настаивают на полной передаче прав и обязанностей от прежней организации, включая задолженность жильцов за прошлые периоды.

Как отмечено в Постановлении ФАС ВСО от 21.06.2007 № А19-15962/06-14-04АП-185/06-Ф02-3620/07,при передаче прав и обязанностей по управлению многоквартирным домом происходит замена стороны в многостороннем обязательстве, поэтому она должна производиться по правилам об уступке требования и переводе долга.

У другой сделки, связанной со сменой управляющей компании, – уступки прав требования к жильцам по оплате оказанных коммунальных услуг иной состав участников и количество требований.

Квадратные мэтры

Замкнутый круг, да и только… Заметим, у самих управляющих компаний нет единого мнения по решению данного неурегулированного вопроса.

Одни считают, что долги перед ресурсоснабжающими предприятиями нужно принимать и работать с ними, так как если не принимать дома с долгами, то, вероятно, собственники пойдут по такому же пути и, в свою очередь, сменят управляющего, чтобы избавиться от своих долгов.

В сказанном есть резон, но существует и другое мнение: в пользу того, что управляющей компании следует отказываться принимать дома с коммунальными долгами.Сторонники такой позиции считают, что управленцам в расчетах за потребленные энергоресурсы следует выступать в качестве посредников между поставщиками и конечными потребителями – жильцами.

Руководители управляющих организаций, не утруждая себя взысканием долга, предпочитают попросту переложить долги на добросовестных плательщиков через строку «электроэнергия МОП» (места общего пользования — лифты, лампочки в коридорах, насосы подъема воды и так далее). Причем эти средства распределяются между квартирами неравномерно, а в зависимости от площади квартиры.

С 1 января 2017 года в платежных квитанциях исчезла строчка затрат на ОДН. С этого времени общедомовые нужды включаются в строку «За содержание общего имущества».

Раньше к общедомовым нуждам относился перерасход по ресурсам (энергии, воды, газа, тепла). Теперь эти траты включены в состав оплаты за содержание жилого помещения.

Изменилась и схема начисления общедомовых нужд. Ранее величина суммы определялась как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета, которая распределялась пропорционально между всеми жильцами МКД. В 2020 году у начислений появились границы.

Общая сумма не должна превышать норматив потребления коммунальных услуг на ОДН. Затраты сверх соответствующего норматива возлагаются на УК и ТСЖ.

При этом нововведения никак не отразятся на МКД с конкретным способом управления и домов, в которых собственники не определили способ управления. В этом случае прежняя схема расчетов за ОДН сохраняется.

Какие перспективы у данного нововведения?

Что такое ресурсоснабжающая организация: как с ней работать

«Так как по нашим оценкам, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из трех, то можно предположить, что на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по собственной инициативе в обозримом будущем перейдут лишь 30% домов.»

«Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.»

«Как уже было сказано неоднократно: расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ должны стать более прозрачными.»

Оцените статью
BunTorg